Россия как медицинский бренд
Каким способом государственное здравоохранение намерено заработать в 2024 году $1 млрд на иностранных пациентах
Задача увеличения экспорта медицинских услуг поставлена в указе президента РФ Владимира Путина №204 от 7 мая 2018 года. Целевой показатель — достижение к 2024 году объема продаж в $1 млрд. Для этого надо привлечь 1,2 млн иностранных пациентов. Стартовали с отрицательной отметки. Потому что медицинский туризм — это не только хорошие специалисты и оборудование, но и сложная система взаимосвязи медицины, сервиса, инфраструктуры и логистики. Это в стране в дефиците.
Кого лечат в России
Рынок медицинских услуг — один из самых быстрорастущих в мире. По оценке PWC, ежегодный объем мирового рынка медтуризма к 2025 году составит около $30 млрд. Эксперты единодушно признают ведущую роль государства в странах, достигших быстрых и ощутимых успехов на рынке медицинского туризма, приводя в качестве примера Южную Корею, Индию, Турцию. Последняя сумела выйти в лидеры практически с нуля.
Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» — часть нацпроекта «Здравоохранение», рассчитанного на период с 2019 по 2024 год. В его выполнении принимают участие федеральные медицинские центры и 71 регион России со своими медучреждениями. Объем инвестиций в коммуникационную поддержку проекта, по словам Сабины Грин, руководителя координирующего центра по его реализации, созданного в 2019 году при ЦНИИОИЗМ (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения) МЗ РФ, — 30 млн руб. в год. Помогать будет и Минэкономразвития РФ, отвечающее за экспорт услуг в целом. Количество мероприятий по направлению медицинского туризма больше, чем за несколько предыдущих лет. В ноябре 2019 года запущен портал russiamedtravel.ru — официальный канал продвижения российских медицинских учреждений за рубежом.
«Вопрос, кого считать медицинскими туристами,— поясняет Виктор Ильющиц, директор агентства медицинского туризма "АМедТур".— Проживающие в России граждане стран Средней Азии формально — медицинские туристы». «На данный момент прозрачной системы учета медицинских туристов нет, просто нет такого инструмента. Разные организации приводят разные данные. Мы считаем, что сейчас имеет место тенденция роста. Фактически это единственное, что можно констатировать бесспорно»,— говорит Оксана Медведева, президент Ассоциации медицинского туризма в России (Russian Healthcare Travel Council, RHTC).
Деньги отечественной медицине могут приносить разные категории иностранцев. Помимо тех, кто целенаправленно приезжает на лечение, это люди, которые вынуждены обратиться за медицинской помощью, и экспаты. Полисы европейцев иногда покрывают получение медицинской помощи за рубежом, у страховщиков есть договоры с российскими медучреждениями (тоже источник заработка), но это редко относится к гражданам бывших советских республик. В лучшем случае компании заключают договоры на лечение иностранных сотрудников, но сейчас экспатов из Европы и Америки стало значительно меньше.
Экстренную помощь в России иностранцы получат бесплатно. На другую у жителей Киргизии, Таджикистана, Вьетнама часто нет средств. «Женщины на последних сроках беременности приезжают в Россию, и мы, конечно, примем у них роды. Но зарабатывают на таком "медицинском туризме" посредники на местах, а Россия его только оплачивает»,— рассказывает акушер-гинеколог московской больницы.
Поток медицинских туристов, по выражению Сабины Грин, пока стихийный. Кому-то российская медицина близка и понятна. Много запросов, по словам Татьяны Соколов, генерального директора агентства медицинского туризма «МедикаТур», от граждан стран Африки и Ближнего Востока — образ российской медицины там привлекателен еще с советских времен. Где-то о нас знают совсем плохо. Со странами Европы и Америки можно и нужно работать, тем более что везде есть и наши врачи, и наши бывшие соотечественники. «Для каждой страны надо анализировать перспективные направления и искать свои подходы»,— подчеркивает Александр Чухраев, директор НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С. Н. Фёдорова.
Что лечат в России
Медицинские туристы едут в Россию за стоматологической помощью (ортодонтия), косметологической (пластическая хирургия), гинекологической (искусственное оплодотворение, ЭКО). И не только за этим. «В медицине есть поговорка: сердце надо лечить в США, желудок — в Германии, а глаза — в России»,— подчеркнул Эрнст Мулдашев, президент Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Минздрава РФ в Уфе, на Национальном конгрессе по экспорту медуслуг, прошедшем в Москве 3 декабря 2019 года. Офтальмологическая помощь в России дешевле, как и операции коронарного шунтирования. Кардиология также одно из ведущих направлений медицинского туризма, иностранцы приезжают и в отечественные частные клиники, и в федеральные центры.
«Жители бывших советских республик едут к нам за высокотехнологичной помощью в кардиологии, урологии, гинекологии, онкологии»,— рассказывает господин Ильющиц. Приезжают русские, проживающие в разных странах, пациенты из Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, реже жители США и Европы. Любая государственная система здравоохранения имеет свои ограничения, зачастую ждать высокотехнологичной помощи по страховке в Великобритании, континентальной Европе приходится долго, пациенты предпочитают получить ее быстро и ищут, где это можно сделать дешевле.
«Перспективны в России для медицинского туризма эндокринология, нефрология, междисциплинарный подход в лечении пациентов с патологиями, требующими комплексного ведения многими специалистами, а также Check-up — диагностические пакеты, позволяющие оценить состояние организма и провести профилактику»,— говорит Наталья Мокрышева, и. о. директора НМИЦ эндокринологии Минздрава РФ. «Русским есть чем гордиться в медицине»,— уверен господин Мулдашев. Со всего мира люди приезжают в Россию к конкретному доктору, за уникальными технологиями и методиками — о них узнают через врачей или знакомых.
Сделать невозможное возможным
«Конвертировать имеющийся потенциал медицинского туризма в продукт и в разы увеличить объем его продаж сегодня невозможно»,— подчеркивает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Потенциальные иностранные пациенты часто отказываются от лечения из-за сложной и длительной процедуры получения виз. О необходимости введения медицинских виз говорят многие эксперты, но эта задача требует межведомственного взаимодействия. Введение электронных виз и упрощенного порядка их получения с 1 января 2020 года должно упростить прием медицинских туристов там, где можно ограничиться кратковременным визитом.
Другая проблема — неготовность медицинских учреждений к приему иностранцев. «Медицинский туризм — это не только хорошие специалисты и оборудование, но и сложная система взаимосвязи медицины, сервиса, инфраструктуры и логистики»,— констатирует Оксана Медведева. Одна из задач координационного совета — работа с медучреждениями.
Решить многие проблемы могли бы посредники, в частности, агентства медицинского туризма, имеющие опыт организации выезда русских медицинских туристов, зарубежных партнеров и готовые организовать нужную поддержку медицинским учреждениям. «Именно посредники зачастую становятся основным двигателем на формирующихся рынках»,— отмечает Евгений Чернышев, президент Национального совета медицинского туризма. Однако сотрудничество с ними, по словам Полины Габай, генерального директора компании «Факультет медицинского права», требует решения юридических проблем на законодательном уровне, а в некоторых регионах (например, в Москве) вообще не допускается.