Производитель Superjet не смог выполнить годовой план продаж. Вместо 16 самолетов компания пока поставила только один. Как пишет РБК, в ближайшие дни «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) могут заключить контракт еще на пять Superjet с «Аэрофлотом». Затем запланировано еще одно такое же соглашение. Кроме того, один борт ждут в компании «Северсталь». Но даже если учесть все эти поставки, ГСС не дотягивает до выполнения плана.
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото
Почему перевозчики не спешат заказывать Superjet? Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов считает, что одна из главных причин — плохое обслуживание. Из-за него самолеты часто простаивают, и их невыгодно использовать. «Причин достаточно много — это, конечно, послепродажное обслуживание и определенные проблемы с двигателями. Часто самолеты простаивают, или их приходится постоянно менять. Это делает их достаточно трудными с точки зрения экономики эксплуатации. Такой вид транспорта очень тяжело продвигать. Технические проблемы, конечно, создали ему не очень благоприятный фон. И то, что они сейчас решаются, это хорошо, но потребуется определенное время, чтобы рынок понял, есть у самолета перспективы или нет. Что касается внутреннего рынка, определенное насыщение на нем уже произошло, поэтому без иностранных эксплуатантов проект будет продвигать достаточно трудно»,— говорит Борисов.
«Гражданские самолеты Сухого» входят в Объединенную авиастроительную корпорацию, которая принадлежит «Ростеху». Последние пять лет копания убыточна — по итогам прошлого года потери составили почти 7 млрд руб. Экспорт Superjet пока тоже не оправдывает ожиданий. В феврале от них отказался единственный европейский эксплуатант — ирландская CityJet, в августе последний зарубежный перевозчик — мексиканская Interjet, но производитель это опровергал. Затем сорвалась поставка Superjet в Африку. Удастся ли наладить экспорт российских машин? Авиаэксперт, главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский считает, что от продвижения Superjet могут вообще отказаться в пользу более новой разработки — МС-21: «По своим тактическим характеристикам — вместимость, дальность — это нормальный обычный региональный самолет, который имеет свою нишу и свою аудиторию. Другой вопрос, что таких самолетов много, и, конечно, без развитой системы послепродажного обслуживания шансов на рынке у него немного.
Понятно, что никто не будет с радостью покупать самолет, который еще неизвестно, как обслуживается. Сколько компания будет копить эти убытки? Я думаю, что здесь срок совершенно неважен. Сколько государство намерено сохранять господдержку этого сектора, столько оно и будет. Я не думаю, что когда-нибудь Россия откажется от собственных самолетов.
Даже сами авиастроители говорят, что Superjet 100 — это промежуточная модель, фактически мы ее строили для того, чтобы сохранить компетенции в производстве самолетов.
Сейчас ставка сделана на другой самолет — МС-21, который как раз должен конкурировать с Boeing 737 и Airbus 320 в самом популярном сегменте. Посмотрим, что будет там. Вот здесь уже провал ощутят гораздо сильнее, если он произойдет. Superjet полетает, сделает свою работу в “Аэрофлоте”, на Дальнем Востоке, и все, дальше появятся другие самолеты. Ничего тут страшного нет».
Почему выручка производителя самолетов Superjet за девять месяцев снизилась в пять раз
Несмотря на проблемы Superjet на международном рынке, ими интересуется авиакомпания Norwegian Air Shuttle — она заключила меморандум о поставке 40 машин. Источник РБК также сообщил, что есть предварительная договоренность о поставке Superjet в Турцию. В «Гражданских самолетах Сухого» “Ъ FM” не стали комментировать план продаж Superjet, но заверили, что проект развивается.