Дело против Nginx поставило силовиков в неудобное положение

Есть ли у Rambler основания для судебного разбирательства по интеллектуальным правам

Ситуация вокруг Nginx оказалась в подвешенном состоянии. Совет директоров Rambler решил попросить силовиков прекратить преследование создателей серверной технологии. Но когда и в какой форме направят просьбу, в интернет-холдинге не уточняют. Не ответили на запрос и в МВД. Так что пока дело против бывших сотрудников Rambler Игоря Сысоева и Максима Коновалова остается в силе.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Как могут развиваться события? И почему эта история показательна? Председатель коллегии адвокатов «ВашЪ Юридический поверенный» Константин Трапаидзе говорит, что следствие сейчас не обязано прекращать уголовное преследование, а в целом ситуация еще раз иллюстрирует, как силовиков часто используют в корпоративных конфликтах: «Позиция потерпевшего, конечно, очень важна, но здесь Rambler может не являться таковым в связи с тем, что право требования было передано кипрской компании. Следовательно, именно она может стать потерпевшей по делу. Если руководители компании будут настаивать, допустим, скажут, что они заинтересованы в дальнейшем развитии событий, то это может послужить серьезным основанием.

Силовые структуры все чаще используются как мощный инструмент или аргумент в корпоративных спорах.

Это порождает со стороны наших граждан правовой нигилизм, нежелание заниматься бизнесом, потому что они могут стать объектами уголовного преследования. Срабатывает такое правило: друзьям — все, врагам — законы».

Следственные органы оказались в сложном положении: какое бы решение они ни приняли по этому делу, оно плохо отразится на их репутации, считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве Александр Шатилов: «Видимо, Александр Мамут получил некие сигналы от властных структур о нежелательности войны и предпочитает дать задний ход. МВД остается в самом, наверное, дурацком положении. Они среагировали на просьбу Rambler, возбудили уголовное дело, а потом IT-компания отыгрывает назад, и крайними остаются силовики, к которым могут предъявить претензии как по линии бизнеса, так и по линии власти.

Силовики получают проблемы на ровном месте, вмешиваясь в те или иные корпоративные споры».

Управляющий партнер Юридической группы «Яковлев и партнеры» Андрей Яковлев полагает, что закрыть уголовное дело сейчас — наилучший вариант для силовиков — это позволит сохранить лицо: «Как они будут определять ущерб, если потерпевший скажет, что, нет, извините, мы думали, что это одна программа, а она оказалась модифицированной, и нам никакого вреда не причинено? Правоохранительные органы защищают нарушенные права. А если лицо перепутало, и оказалось, что его права не нарушены, что тут защищать? Нет объекта защиты, значит, нет объекта преступного посягательства».

Как российский IT-бизнес вступился за компанию Nginx

Смотреть

Внеочередное заседание совета директоров Rambler было созвано по инициативе Сбербанка, который стал акционером интернет-холдинга летом этого года. Как подчеркивается в протоколе заседания, в соглашении о сделке кредитную организацию заверили, что у IT-компании нет оснований для судебных разбирательств по интеллектуальным правам. Но в ситуации с Nginx эти гарантии оказались нарушены.

Григорий Колганов

Вся лента