Для нового саммита по Донбассу ищут подходящее время
Обсуждается проведение следующей встречи в «нормандском формате» в начале апреля
Новый саммит в «нормандском формате», который примет Германия, может состояться в начале апреля 2020 года. Точной даты нет, но обсуждается первая половина этого месяца, сказал источник “Ъ”, близкий к МИД ФРГ. Другой дипломатический собеседник “Ъ” знает о предложении собрать лидеров четверки 9 апреля. В Москве, впрочем, сомневаются, что к этому времени возникнут предпосылки для обсуждения проблем Донбасса на высшем уровне. Многое будет зависеть от того, чем закончится сегодняшнее заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, которое проходит в Минске.
О том, что рассматривается возможность проведения следующего саммита в «нормандском формате» (Германия, Россия, Украина, Франция) в первой половине апреля, “Ъ” сказал источник, близкий к немецкому МИДу. Точной даты, по его словам, пока нет. «Речь идет приблизительно о начале апреля»,— поделился он планами.
Другой дипломатический собеседник “Ъ”, участвовавший в парижской встрече лидеров четверки, состоявшейся 9 декабря, рассказал, что в ходе дискуссий во французской столице звучало предложение провести саммит 9 апреля. Исходило оно, по его словам, от германской стороны. В документе, принятом в Париже по итогам встречи руководителей четырех стран, говорится, что все они «согласились провести следующую встречу в этом формате в течение четырех месяцев».
Саммит «нормандской четверки» в Париже. Главное
На пресс-конференции после саммита каждый его участник говорил о том, что встреча состоится через четыре месяца, как о решенном вопросе. Украинский лидер Владимир Зеленский назвал следующую встречу «запланированной». Президент Франции Эмманюэль Макрон отметил, что «через четыре месяца мы должны собрать новый саммит в “нормандском формате”», чтобы финализировать работу по организации местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
Ангела Меркель и Владимир Путин также подчеркнули, что соберутся через четыре месяца, чтобы обсудить ситуацию на востоке Украины.
Прежде чем новый саммит состоится, Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию ситуации на востоке Украины предстоит решить вопросы, которые четыре лидера обозначили в Париже.
Это предполагается сделать сегодня на последнем в нынешнем году заседании ТКГ в Минске.
Стороны конфликта должны согласовать, а затем осуществить обмен удерживаемыми лицами по принципу «всех установленных на всех установленных». Также планируется, что представители Киева и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) определят три новых района на линии соприкосновения, где состоится разведение сил и средств сторон конфликта. Предложения на этот счет ими подготовлены, но пока районы не назывались.
Собеседник “Ъ” в российских госструктурах, занимающийся украинским направлением, сомневается, что новая встреча лидеров состоится в апреле.
В этой связи он указал на законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)», внесенный украинским президентом в Верховную раду 13 декабря и не предполагающий особого статуса для ОРДЛО, который записан в минских соглашениях. «Украина продолжает настаивать, что она — унитарное государство. Законопроект Зеленского не предполагает никакого особого статуса для республик Донбасса, зато вводит префектов, чьи полномочия важнее полномочий местных властей любого уровня, и их слово является последним,— отметил он. — При таком подходе к апрелю вряд ли возникнут предпосылки для проведения новой встречи лидеров четырех стран».
Почему встреча «нормандской четверки» не приблизила урегулирование конфликта в Донбассе
На саммите в Париже лидеры «нормандской четверки» не смогли согласовать дальнейшее урегулирование конфликта в Донбассе. Российский и украинский президенты высказали противоположные позиции по поводу закрепления в конституции особого статуса для двух непризнанных республик в составе Украины. Кроме того, в итоговом документе не упоминается разведение сил конфликтующих сторон по всей линии соприкосновения, без которого невозможно полное прекращение огня.