Пострадавшие на стрельбах в Ленобласти отсудили у Минобороны 6 млн рублей
Ленинградский областной суд увеличил компенсацию трем бывшим военным, которые пострадали от танкового обстрела на полигоне в Ленинградской области в 2017 году, с 4 млн до 6 млн руб. Он удовлетворил апелляционную жалобу на решение Лужского городского суда Ленинградской области.
«В апелляционной жалобе мы указывали сумму в шесть миллионов рублей. Минобороны просило отказать нам полностью в наших требованиях. Суд встал на нашу сторону. Наши требования полностью удовлетворены»,— рассказал адвокат бывших военнослужащих (цитата по ТАСС).
В сентябре 2017 года во время учений четырех солдат направили в сектор прямого огневого поражения, опасные участки не были обозначены красным флагом. В результате инцидента один из военных скончался. Другие военные получили тяжелые ранения. Дмитрий Пахмутов потерял руку и получил вторую группу инвалидности, Вадим Габидуллин перенес 11 операций и получил третью группу инвалидности, Арсен Османов получил повреждения грудной клетки, из-за которой у него возникли проблемы с дыханием. Пострадавшие потребовали компенсации от Минобороны.
Как “Ъ” рассказал адвокат Дмитрий Герасимов, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права», его доверители изначально требовали взыскать с государства сумму в размере 6 млн руб., которую первой инстанции суд снизил до 4 млн. Министерство обороны, по словам господина Герасимова, попыталось обжаловать решение, назвав размер компенсации «не отвечающим требованиям разумности и справедливости». Министерство обороны настаивало, что непосредственные «причинители вреда» были привлечены к уголовной ответственности, а истцы, будучи военнослужащими, подлежали страхованию. Однако адвокат Дмитрий Герасимов убедил суд, что Гражданский кодекс РФ обязывает государство нести ответственность за действия должностных лиц.
Дмитрий Пахмутов рассказал “Ъ”, что сейчас он не работает, живет на пенсию по инвалидности в Козьмодемьянске (Республика Марий Эл). Он призвался в армию в декабре 2016 года, служил по контракту в звании рядового в должности сапера. «Я видел, как в 15-ти метрах от меня остановился танк и начал стрелять, очнулся — кишки наружу, руки нет. Такие последствия для здоровья никакими суммами не компенсируешь»,— прокомментировал решение суда “Ъ” Дмитрий Пахмутов.
По словам адвоката Александра Передрука, сотрудничающего с общественной организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга», сумма присужденной судом высшей инстанции компенсации морального вреда является рекордной и соответствует практике Европейского суда по правам человека. «Это важный прецедент, который показывает, что государство готово отвечать по своим обязательствам и признает ценность человеческой жизни и здоровья,— пояснил господин Передрук.— Обычно в делах о нарушении прав человека государство отделывается незначительными суммами компенсаций. При этом согласно международным обязательствам, на государстве лежит обязанность обеспечить такую систему функционирования вооруженных сил, которая позволила бы минимизировать возможные риски, связанные с тем, что там находятся непрофессиональные солдаты».
Подробности — в материале “Ъ” «Танковый обстрел оценили в 4 млн рублей».