Пример соседей
Музей разорванных отношений родился в Загребе (Хорватия) тоже из личных историй. В 2011 году он был отмечен специальной премией «Европейский музей года». Подобного успеха организаторам удалось достичь всего за четыре года. Художник Олинка Витшица (основательница музея) расставалась с приятелем на кухне. Обсуждали, как сделать разрыв не слишком болезненным: «Как поступить с тем, что остается от закончившейся любовной истории? Полно инструкций вроде совета избавиться от всего, что напоминает. Но забвение — единственный ли рецепт? Решили разрушить алгоритм, сохранить все болезненные триггеры отношений, построить убежище для символов. Музей начинался с банальной игрушки, склеивающей воспоминания, и выставки в простом контейнере, где было анонимно выставлено сорок предметов, превращающих их в нечто значимое для проявления эмпатии у посетителей».
Интересная ситуация в Великобритании, где более 50% музеев — независимые. Этот быстро растущий сектор составляет значительную часть экономики туризма. Важную роль играет профессиональное сообщество — в частности, Ассоциация независимых музеев, членская сеть музеев, галерей и институтов наследия по всей стране. «Организация помогает частным музеям стать процветающими,— объясняет основатель Ассоциации независимых музеев, попечитель Национального морского музея Корнуолла Сэм Хант.— Считаю частные музеи более подвижными, гибкими, быстрее, чем государственные, реагирующими на изменения. Выделю тенденции: появление новой предпринимательской культуры, расширение аудитории, способствующее созданию новых нарративов (речь идет о молодых людях, эмигрантах, очень важна тема работы с одиночеством), анализ экономического влияния независимых музеев на локальную территорию. Статистика, кстати, очень помогает при работе с инвесторами».
The Lightbox, музей лондонского пригорода Уокинг (графство Суррей) с населением 120 тыс. жителей,— интересный пример частной институции, возникшей из инициативы местного сообщества. Коллекция музея рождалась в процессе его создания. Началось с того, что 70 местных жителей собрались, чтобы подумать над созданием культурной точки. Оказалось, Уокинг нуждался в центре изучения истории места.
Нынешний директор The Lightbox Мерилин Скотт, член совета Ассоциации независимых музеев Великобритании, была приглашена жителями проектировать музей: «Мы начали вместе открывать историю Уокинга, центра сельского хозяйства в XIX веке. Понимание прошлого дало понимание настоящего и предсказало будущее. От жителей начали поступать предметы — от коробок, набитых бытовыми вещами, до коллекции британского современного искусства. Сегодня The Lightbox — общественное пространство, открытое для разных категорий населения, которые ассоциируют себя с экспозицией. Здесь создана атмосфера благополучия, работают кафе и магазин местных товаров. Так мы стали поддерживать и местную экономику».
В Нидерландах из 1200 музеев всего 7 — государственные. Из 55 музеев Амстердама только 10 принадлежат муниципалитетам, остальные — частные. «Независимым музеям нужно быстрее себя продвигать,— полагает Бьорн Стенверс, основатель и директор Ассоциации музеев Амстердама.— Модель музейной академии: коллеги изучают опыт друг друга на безвозмездной основе. Им нужно учиться зарабатывать деньги. А почему люди должны давать музею деньги? В Нидерландах, как ни странно, частным музеям в плане инвестиций и сбора средств доверяют больше, чем различным другим корпорациям. Потому что они интересны».