Новый порт не угоден угодьям
Экологи предупреждают о возможном нарушении международных природоохранных обязательств
Создание в Астраханской области портовой особой экономической зоны по поручению президента РФ, выяснил “Ъ”, вызвало противодействие экологов. Проблема в том, что расширение порта Оля планируется на территорию водно-болотных угодий, находящихся под международной охраной. Власти региона намерены скорректировать границы природоохранной территории, присоединив взамен больший участок,— Минприроды такой вариант решения проблемы уже согласовало. В «Гринписе» отмечают, что российские власти нарушают правила и «массово плюют» на международные экологические обязательства. При этом экологи соглашаются, что действующий порт и сейчас наносит вред природной ценности территории.
В сентябре 2019 года президент Владимир Путин поручил правительствам РФ и Астраханской области «обеспечить создание портовой особой экономической зоны» в районе морского порта Оля, расширив его «для привлечения транзитных грузов в безубыточном для круглогодичного функционирования порта объеме». Как сообщал ранее ТАСС, порты Оля и Астрахань загружены всего на 15–20% — их общий грузопоток составляет 2,5–3 млн тонн грузов в год.
Как выяснил “Ъ”, расширение порта планируется на территорию водно-болотного угодья «Дельта реки Волга», охраняемого Рамсарской конвенцией.
В пресс-службе администрации астраханского губернатора “Ъ” заявили, что «в рамках исполнения поручения президента РФ о создании портовой особой экономической зоны на территории региона» рассматриваются два варианта: изменить режим водно-болотного угодья, допустив возможность строительства, или изменить границы природоохранного участка. Как узнал “Ъ”, правительство области летом 2019 года пыталось реализовать первый вариант. Однако Минприроды заявило, что это невозможно из-за «ряда требований, предусмотренных Рамсарской конвенцией». Затем региональные власти предложили скорректировать границы экологической зоны. Согласованный природоохранным ведомством проект документа предлагает изъять часть территории водно-болотного угодья для создаваемой портовой зоны и предоставить взамен более обширную территорию.
«В результате площадь водно-болотного угодья увеличится с 1122,5 тыс. га до 1124,6 тыс. га»,— сообщили “Ъ” в министерстве.
Отметим, что в подготовленной ранее информационной справке Минприроды (есть у “Ъ”) говорится, что эта территория «несет глобальное значение для региона как природного коридора масштабной миграции водоплавающих и других птиц, в том числе более 20 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения, мирового центра разнообразия осетровых рыб». Также там говорится, что «из-за настоятельных государственных интересов» размеры таких территорий могут быть сокращены, но при обязательной компенсации потерь.
В «Гринписе» подобные планы считают «очередным наездом» на территории, имеющие международное значение.
«Мы будем требовать соблюдения требования конвенции,— заявил “Ъ” эксперт экологической организации Михаил Крейндлин.— Есть основания полагать, что в результате строительства порта произойдет изменение экологического характера водно-болотного угодья». Согласно Рамсарской конвенции, обращает внимание эксперт, стороны должны предоставлять «без промедления» информацию о любых изменениях в экологическом характере угодий. В Минприроды настаивают, что проинформируют о новых границах секретариат конвенции после издания нормативного правового акта, которое запланировано на первый квартал 2020 года.
Компенсация поможет минимизировать экологические риски для объекта, обращает внимание замдиректора по научной работе Астраханского биосферного заповедника Кирилл Литвинов:
«В то же время то место, которое собираются вывести, находится рядом с действующим портом — так или иначе воздействие от судоходства является фактором беспокойства птичьего населения».
Это не первый проект, затрагивающий участки, находящиеся под охраной Рамсарской конвенции. Так, в 2018 году компания Nord Stream 2 AG начала прокладку газопровода «Северный поток-2» в Кургальском заказнике (Ленобласть). Экологи утверждали, что «траншея в заказнике приведет к осушению прилегающей территории и нанесет вред экосистемам заказника». Тогда, обращает внимание эколог, Минприроды также не информировало заранее секретариат конвенции о планируемых изменениях. В этом году «Роснефть» получила право на разработку Западно-Иркинского участка на Таймыре. Участок частично расположен на территории регионального заказника Бреховские острова, который также находится под охраной.
«Россия массово плюет на международные обязательства,— заключают в "Гринписе".— Но если у Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО есть рычаги влияния, то в случае с Рамсарской конвенцией дела обстоят намного хуже».