«Черная пятница» весь ноябрь
Рост частного потребления достиг локального максимума
В ноябре 2019 года годовые темпы роста оборота розницы ускорились на 2,3% — вдвое выше ожиданий аналитиков. Этому предшествовало заметное улучшение потребительских настроений граждан, вызванное снижением инфляции и заметным улучшением динамики реальных зарплат, особенно в бюджетном секторе, и распродажами. Но оживление потребления может оказаться неустойчивым: в 2020 году заметного увеличения зарплат в бюджетном секторе не предвидится, крупные и средние предприятия, вероятно, предпочтут ему инвестиции, а доходы малого бизнеса продолжают стагнировать.
Статистика частного потребления, опубликованная в среду Росстатом, более чем оправдала заметный рост потребительской уверенности в октябре-ноябре 2019 года. Ноябрьский годовой рост оборота розницы составил 2,3% против 1,7% в октябре и 1,2% консенсус-прогноза опрошенных Reuters аналитиков. Основное улучшение (до 3% с 2,1%) пришлось на продажи промтоваров, рост продаж продовольствия ускорился до 1,6% с 1,3%, а продажи платных услуг сократились на 0,6%. Общий же рост частного потребления ускорился до 1,6% с 1,2% в октябре, оценил Дмитрий Полевой из РФПИ. Игорь Поляков из ЦМАКП подтверждает: лучше всего с ноябрьскими распродажами продавались бытовые товары и электроника — с учетом сезонности среднемесячные темпы роста продаж непродовольственных товаров ускорились до 0,7% в октябре-ноябре против 0,3% в третьем, 0,2% во втором и 0,1% в первом квартале. Продажи же еды на фоне заметного снижения продовольственной инфляции в октябре-ноябре в среднем росли на 0,5% в месяц с учетом сезонности — впервые за последние десять кварталов.
Всплеск частного потребления, несмотря на некоторое сжатие кредитования граждан и рост их банковских сбережений, объясняется не только скидками, замедлением инфляции, вдвое меньшими по сравнению с 2018 годом покупками наличной валюты, но и повышением реальных зарплат. В октябре они в годовом выражении выросли на 3,8% против 3,1% в октябре (Росстат теперь публикует такую статистику с задержкой в месяц, что должно повысить ее точность). Номинальные зарплаты в госсекторе увеличились на 8,3% против 6,5%, а в частном — на 7,4% против 7,5%, хотя в опубликованной в среду аналитической записке «Картина деловой активности» Минэкономики говорит об «ускорении роста реальных зарплат и в социальном, и во внебюджетном секторе».
Заметим, что в документе министерства обнаруживается еще одно наблюдение, которого нет в отчете Росстата. Уточнение базы данных о доходах граждан за 2018 год в новой методике и их внутригодовой динамики повысило оценки роста реальных располагаемых доходов в январе—сентябре 2019 года с 0,2% до 0,8% (см. график). Однако заметный рост в их составе демонстрируют лишь зарплаты (1,6%) — доходы от предпринимательства и социальные выплаты стагнируют (рост на 0,2% и 0% соответственно), доходы от собственности снижаются (минус 0,3%), а обязательные платежи растут (0,7% доходов).
«Доходность малого бизнеса ниже средней по экономике. Из него, вероятнее всего, уходят, несмотря на поддержку властей»,— отмечает Игорь Поляков.
Он также заключает, что в 2020 году вряд ли можно рассчитывать на заметный рост зарплат и доходов — компаниям придется делать выбор в пользу инвестиций, а рост зарплат в госсекторе прекратится. «Есть риск ослабления экономической активности в декабре и начале 2020 года — до восстановления темпов роста кредитной активности и совокупного спроса»,— добавляют в Минэкономики, глава которого Максим Орешкин недавно прогнозировал скорый кризис частных банковских займов из-за закредитованности населения.
Всемирный банк оценил истинное благосостояние российских граждан
Подушевое богатство среднего россиянина составляет лишь четверть от показателя развитых стран, говорится в исследовании Всемирного банка «Насколько богата Россия». В данном случае богатство включает в себя оценку человеческого капитала, природных ресурсов, произведенного капитала, а также чистых зарубежных активов. Стагнация реальных доходов и падение нефтяных цен замедлили ранее весьма ощутимый рост этого показателя. Теперь, в частности, чтобы догнать страны ОЭСР по размеру человеческого капитала, России нужно 100 лет.