Обозреватель “Ъ” Максим Юсин о высказываниях Путина об Украине
На пресс-конференции президент России Владимир Путин ответил на несколько вопросов о российско-украинских отношениях, в том числе о газовом конфликте двух стран, а также высказался о прошедшем в Париже саммите в «нормандском формате», минских соглашениях и ситуации в Донбассе.
Президент Путин говорил в общем-то ожидаемые вещи, сенсаций не было. Но на несколько моментов стоит обратить внимание.
Пресс-конференция Владимира Путина. Главное
- Следующий саммит в «нормандском формате», теоретически намеченный на апрель, по словам Путина, «станет актуальным, если будут происходить позитивные изменения». Пока их немного. Даже обмен пленными (казалось бы, самый очевидный, самый легкий вопрос) застопорился. Да и планы Киева внести изменения в минские соглашения Путина, как следует из его слов, отнюдь не радуют. Следовательно, проведение саммита в объявленные сроки отнюдь не гарантировано.
- Было понятно, что Москва будет так или иначе увязывать выплаты украинскому «Нафтогазу», которые присудил Стокгольмский арбитраж, с возвращением $3 млрд, выделенных Киеву еще во времена Виктора Януковича. Сейчас Путин фактически увязал эти два вопроса публично. Суммы, кстати, почти совпадают. Взаимозачет напрашивается. Хотя чисто технически провести его будет непросто.
- Интересная деталь о парижских переговорах с Владимиром Зеленским. По словам Путина, президент Украины «забыл» о том, что в ходе конфликта Киев (на первой стадии) применял авиацию против Донецка и Луганска. «Какая авиация?» — спросил Зеленский. «Применяли»,— ответил Путин. Странно, что Зеленский не помнит (или делает вид, что не помнит), например, об обстреле центра Луганска украинским самолетом 2 июня.
- Говоря о военной технике, которая находится на вооружении корпусов ДНР и ЛНР, Путин не стал повторять нелепые утверждения, которые до сих пор можно услышать от некоторых российских пропагандистов («эту технику отбили у украинской армии под Иловайском», «ее собрали шахтеры и трактористы в ремонтных мастерских» и т. д.). Он фактически признал, что осуществлялись военные поставки из России. Но сегодня, по словам Путина, «это их техника, а не иностранная». Следовательно, как он убежден, выводу с территории республик (если будут реализовываться минские соглашения) не подлежит.
- Любопытный обмен репликами произошел между Путиным и журналистом «УНИАН» Романом Цимбалюком, который задал гипотетический вопрос, как бы вела себя Москва, если бы на Кубани стояли украинские танки. Президент поинтересовался, какими танками оснащена украинская армия. Получив ожидаемый ответ (в основном Т-64), удовлетворенно произнес: «Ну вот, советскими». Подтекст понятен: не забывайте, что по своей мощи вооруженные силы двух государств несопоставимы.