Сернистому топливу дали еще четыре года
Запрет на его продажу отложен
Совет Евразийской экономической комиссии отсрочил вступление в силу норм техрегламента, разрешив продавать на территории ЕАЭС высокосернистое судовое топливо. Таким образом, речные суда получат возможность ходить на топливе с содержанием серы не выше 1,5%, несмотря на то, что с 1 января в морских акваториях содержание серы в топливе не может превышать 0,5%. Эксперты отмечают, что отсрочка также будет выгодна для бункеровочных компаний, которые смогут использовать мазут для блендирования.
Как стало известно “Ъ”, совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на уровне вице-премьеров согласился отсрочить вступление в силу норм техрегламента и продлить до 2024 года возможность продажи топлива с содержанием серы более 0,5% на территории ЕАЭС. Соответствующее решение подтвердил источник “Ъ” в ЕЭК. Согласно правилам, которые должны были вступить в силу с 1 января 2020 года, массовая доля серы в судовом топливе должна была быть снижена с разрешенных 1,5% до 0,5%. Кроме того, со следующего года ужесточаются международные требования к бункеровочному топливу в соответствии с Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (MARPOL), согласно которым содержание серы в любом жидком судовом топливе ограничивается уровнем 0,5% по массе.
При этом, как отмечали судоходные компании, невозможность приобрести в ЕАЭС судовое топливо, кроме как низкосернистое, будет вынуждать судовладельцев бункероваться исключительно более дорогими средними дистиллятами. В сущности, нормы техрегламента ЕАЭС оказывались даже более жесткими, чем нормы MARPOL, поскольку последние не распространяются на речные перевозки, а также не запрещают бункероваться высокосернистым топливом при наличии систем очистки (скрубберов).
В отрасли полагали, что новые требования техрегламента сократят рентабельность грузовых перевозок (в частности, морской каботаж, северный завоз), негативно отразятся на развитии пассажирских перевозок, приведут к убыточности эксплуатации построенных судов и дефолту компаний по лизинговым платежам, кроме того, увеличат расходы, в том числе бюджетные, на содержание флота.
Последствиями такой меры также станет рост транспортных издержек и увеличение цен на товары.
Все это приведет к отрицательному мультипликативному эффекту в судостроении и смежных отраслях промышленности, снижению экспортного потенциала российских грузовладельцев и т. д.
В конце октября глава Минэнерго Александр Новак сообщил Bloomberg, что Россия предлагает отложить ужесточение норм техрегламента до 2024 года. Новые стандарты «приведут к резкому росту цен на топливо для речных судов и судов класса река—море, которые преимущественно работают в территориальных водах России», пояснил агентству господин Новак.
По данным “Ъ”, Минэнерго оценивало потенциальный негативный эффект для российских судоходных компаний в 4–14 млрд руб.
Изначально вопрос на заседании совета ЕЭК планировали рассмотреть 18 ноября (см. “Ъ” от 18 ноября), но тогда рассмотрение вопроса было отложено.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что отсрочка вступления в силу норм техрегламента позволит заводам поставлять в порты нефтепродукты с содержанием серы свыше 0,5%, которые будут востребованы для морских судов, оборудованных скрубберами, а также для очень небольшой части речных судов, планирующих работать на внутренних водных путях на мазуте в качестве бункерного топлива. Кроме того, этот мазут может быть использован бункеровочными компаниями для блендирования бункерного топлива с целью получить продукт с более низкой серой, заключает эксперт.