Израиль разочарован в российском суде
Приговор по делу обвиняемой в контрабанде гашиша израильтянке оставили без изменений
Московский областной суд не нашел оснований для отмены приговора гражданке Израиля Нааме Иссасхар, осужденной в России за хранение и контрабанду гашиша. Израиль разочарован таким решением, заявил временный поверенный в делах этой страны в России Яков Ливни. Он выразил надежду, что, несмотря на приговор, израильтянка вернется домой и добрые отношения между Россией и Израилем сохранятся.
«Приговор Химкинского городского суда от 11 октября в отношении гражданки Израиля Наамы Иссасхар оставить без изменения, апелляционную жалобу защиты без удовлетворения»,— такое решение вынесла судья Мособлсуда на апелляционную жалобу адвокатов Наамы Иссасхар. Слушания по делу продолжались почти семь часов.
Родные Наамы Иссасхар — мама Яффа Иссасхар и сестра Лиад Гольдберг вышли из зала заседаний в слезах. До начала суда они в беседах с журналистами выражали надежду, что уже в пятницу Наама Иссасхар может вернуться домой в Израиль.
11 октября Химкинский городской суд Московской области приговорил израильтянку к семи с половиной годам лишения свободы. Она была признана виновной по п. «в», ч. 2 ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств в значительном размере), а также по ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконное хранение наркотических веществ) на основании обнаружения в ее багаже в аэропорту Шереметьево 9,6 г гашиша в ходе перелета в Тель-Авив из Дели транзитом через Москву. Именно на этот приговор адвокаты подали жалобу 21 октября. С просьбой о помиловании Наамы Иссасхар к президенту РФ Владимиру Путину обращались президент и премьер-министр Израиля, а также Яффа Иссасхар. Свою просьбу президенту России она передала через патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III. В Израиле «дело Иссасхар» получило большой резонанс. Девушку назвали политическим заложником, связав вынесенный ей приговор с делом россиянина Алексея Буркова, который был задержан в Израиле и экстрадирован в США по обвинению в киберпреступлениях. Особое внимание израильские СМИ обращают на то, что в январе президент РФ Владимир Путин должен посетить Израиль.
«Я могу сказать, что я лично и очень многие в Израиле разочарованы решением суда. У Израиля и России очень хорошие и теплые отношения, и мы надеемся, что Наама Иссасхар в ближайшее время сможет вернуться домой, учитывая ее возраст и то,что она уже девять месяцев находится в российской тюрьме»,— сообщил журналистам присутствовавший на заседании временный поверенный в делах Израиля в РФ Яков Ливне.
Дело вызвало большой резонанс в Израиле и специально на суд оттуда приехали журналисты практически всех ведущих СМИ. В израильском обществе внимательно следят за «делом Иссасхар», особенно в преддверии планируемого визита в Израиль президента РФ Владимира Путина. Несмотря на активную подготовку визита, видно, что в отношениях между двумя странами не так все радужно, как говорят дипломаты. Только накануне суда в московских аэропортах были без объяснения причин задержаны около 50 израильтян для проверки въездных документов. Части из них пришлось вернуться в Израиль. Аналогичные задержания россиян происходят на границе Израиля в аэропорту Тель-Авива — с начала года свыше 5 тыс. россиян получили отказ на въезд в эту страну.
Источники “Ъ” в Израиле, близкие к различным политическим кругам, неоднократно отмечали, что если Наама Иссасхар не будет отпущена или помилована до приезда Владимира Путина в Иерусалим, визит президента вряд ли пройдет удачно.
По словам партнера уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper, адвоката Вадима Клювганта, вопрос с помилованием израильтянки остается актуальным. «У президента РФ есть все, чтобы помиловать Нааму, это обращение президента и премьер-министра Израиля, а также ее матери»,— сказал он журналистам. Адвокаты намерены посоветоваться с Наамой Иссасхар по поводу подачи кассационной жалобы. «Я считаю, что мы должны продолжить бороться и добиться ее оправдания»,— сказал Вадим Клювгант. «Как не было в этом деле правосудия, так и нет. Правосудие еще ждет. Никто не опроверг наши доводы»,— подчеркнул адвокат.
В ходе апелляционного заседания Наама Иссасхар рассказала, что впервые увидела гашиш при досмотре ее рюкзака в аэропорту, о чем и сообщила при допросе, однако на все свои слова она получала ответ: это ваш багаж. Согласно ее словам, по завершению допроса в Шереметьево, в ходе которого не было ни адвоката, ни переводчика, она подписала протокол и добавила своим почерком, что не понимает смысл задаваемых ей вопросов.
Наама Иссасхар отметила, что не до конца оценила серьезность обстоятельств, в которые попала, так как ни в Индии, откуда она летела, ни на родине в Израиле, сам факт наличия такого количества гашиша не является преступлением.
«Единственное, что я признала, это факт присутствия вещества в моем багаже»,— сказала госпожа Иссасхар и добавила, что непроизвольно оговорила себя, вняв совету первой команды адвокатов.
С середины октября ее защищает новая команда — адвокаты Pen & Paper Алексей Добрынин, Вадим Клювгант, Елизавета Плисканос и Виталий Кулапов.
В ходе рассмотрения апелляции Вадим Клювгант также обратил внимание, что приговор Нааме Иссасхар построен исключительно на ее признании вины. В письменном протоколе суда не зафиксировано заявление подсудимой, что она не приобретала гашиш и не употребляла его, хотя эти слова есть в аудиозаписи судебного заседания. Он подчеркнул, что никто не пытался подтвердить или опровергнуть слова Наамы Иссасхар, принадлежал ей гашиш или нет.
«Мы имеем дело с очевидной судебной ошибкой, и мы пришли за ее исправлением. Весь следственный материал, кроме действий служебной собаки, порочен, так как недопустим и недостоверен»,— подчеркнул господин Клювгант. Он также обратил внимание, что гашиш был изъят неправомерно и с тех пор его никто не видел. Кроме факта изъятия гашиша в ходе суда первой инстанции ничего не доказывалось, добавил он.
«За что ей дали семь с половиной лет? За невнимание к своему багажу? Какому закону и пониманию справедливости соответствует этот приговор?» — задал адвокат вопросы суду.
Он обратил внимание, что дело может сказаться на отношениях России с Израилем и США, чьей гражданкой является его подзащитная, и призвал подумать о российских интересах. «Ей пора домой, она загостилась у нас»,— заключил он.
В ходе прений адвокаты в очередной раз подчеркнули, что в «деле Иссасхар» отсутствует состав преступления, речь не идет ни о контрабанде, ни об угрозе общественным интересам, так как она была транзитным пассажиром и не имела доступа к багажу. Отмечалось, что в аналогичных делах, которые рассматривал осудивший израильтянку Химкинский суд нет ни одного случая, когда речь шла о контрабанде.
Адвокаты указали на многочисленные нарушения при задержании израильтянки, а также в ходе суда первой инстанции. Среди них: осмотр места происшествия с изъятием наркотического средства в отсутствие защитника и переводчика, а также ошибки переводчика.
Например, слова Наамы Иссасхар: «I will want to get acquainted with physical evidence»,— в материалах дела переводятся противоположным образом: «С вещественными доказательствами знакомиться не желаю». Кроме того, в переводе обвинительного акта переводчик оставил русские слова.
Со своей стороны прокурор повторил уже известные факты дела, приводившиеся судом первой инстанции, на основании которых и был вынесен приговор о контрабанде и хранении наркотиков, в частности о перемещении наркотиков через государственную и таможенную границу. По его словам, тот факт, что Наама Иссасхар находилась в транзитной зоне, значения не имеет и не исключает уголовной ответственности. Прокурор подчеркнул, что гашиш относится к наркотическим веществам, запрещенным к обороту в РФ. Обвинение настаивало, что право на защиту Наамы Иссасхар не нарушено, приговор законен и не подлежит отмене, а доводы защиты надуманны, необоснованны и направлены на уклонение от уголовной ответственности. На это адвокат Клювгант сказал, что прокурор даже не попытался проанализировать каждый из доводов защиты и доказательно их опровергнуть.
На заседании суда помимо семьи Иссасхар и израильских дипломатов присутствовали также представители посольства США.