Тонкая зеленская линия
Как Украина расставалась, но не рассталась с прошлым
Прошедший год стал самым необычным в истории независимой Украины: к власти впервые пришли «внесистемные» политики — бывший актер Владимир Зеленский и сформированная из его окружения партия «Слуга народа». Выданный им кредит доверия выявил огромный запрос на радикальные перемены внутри страны и прекращение конфликта в Донбассе. Однако к концу года молодой президент стал терять инициативу. «Красные линии», которые очертили для него оппоненты, делают контуры будущей политики президента Зеленского все более размытыми.
Уходящий, 28-й год украинской независимости — еще один переломный момент в жизни страны, вместивший в себя три совершенно разных этапа.
Первый этап — c января по апрель — прошел под знаком уходящей эпохи Петра Порошенко и откровенно конфликтных отношений Москвы и Киева на фоне переговорного тупика и сохранявшейся напряженности в зоне конфликта в Донбассе.
Все более непопулярный, но обладающий немалыми административными и финансовыми ресурсами президент-олигарх Порошенко до последнего момента боролся за переизбрание, пытаясь сыграть на патриотических чувствах избирателей и реализовать мобилизационный сценарий под лозунгами «Армия. Мова. Вера» и «Прочь от Москвы!».
Однако задача переизбрания Петра Порошенко оказалась нереализуемой.
Усталость общества от конфликта на юго-востоке, а также разочарование в старой коррумпированной и непрозрачной политике как в институте и ее главных действующих лицах привели к рождению нового политического феномена.
Им стал молодой актер и шоумен Владимир Зеленский. Его сенсационная победа на апрельских президентских выборах, в ходе которых за политического новичка проголосовали 74% избирателей, подвела черту под первым этапом уходящего года.
Второй этап — с апреля по сентябрь — стал периодом завершения смены власти на Украине, который вывел на политическую сцену новые лица и привел к появлению партии «Слуга народа», сформированной в кратчайшие сроки с нуля.
Вслед за президентскими выборами 21 июля на Украине прошли внеочередные парламентские выборы. Кредит доверия Владимиру Зеленскому распространился на его команду. Партия «Слуга народа», состоящая из далеких от политики и не имеющих никакого управленческого опыта людей выполнила задачу-максимум. Полученное «Слугой народа» большинство позволяет самостоятельно формировать правительство и избегать того противостояния двух ветвей власти, которое многие годы наблюдалось на Украине при предыдущих президентах.
Второй этап уходящего года стал периодом «медового месяца» Владимира Зеленского и его избирателей.
Получивший карт-бланш на реализацию своей политики новый президент, казалось, обрел возможность воплощать в жизнь свои предвыборные обещания, а его оппоненты на некоторое время были вынуждены отступить. В этот период Владимир Зеленский выглядел наиболее уверенным в себе, называя себя «президентом мира», который пришел вернуть Донбасс невоенным путем. При этом именно от него исходила инициатива возобновления переговоров по урегулированию на юго-востоке Украины в «нормандском формате» с участием лидеров России, Франции и Германии, прерванных в октябре 2016 года при Петре Порошенко.
Еще в июле Владимир Зеленский записал обращение к Владимиру Путину с фразой: «Поговорить надо». О необходимости диалога с российским лидером он заявил и в начале декабря, накануне саммита «нормандской четверки» в Париже, записав еще одно видеообращение. Двигаясь на беговой дорожке тренажера, Владимир Зеленский популярно объяснял украинцам, что без диалога с Москвой Киев будет продолжать такой же бег на месте.
Между тем после завершения второго этапа на смену «медовому месяцу» для бывшего актера наступил этап тяжелой черновой работы, в ходе которой Владимир Зеленский уже этой осенью столкнулся с серьезным сопротивлением своей политике и стал не укреплять свои позиции, а их терять.
Первым тревожным звонком оказался демарш украинских националистов, сорвавших разведение сил у поселка Золотое в зоне конфликта в Донбассе. Только приезд в зону конфликта президента Зеленского заставил участников акции «Нет капитуляции» неохотно отступить.
Опросы зафиксировали падение рейтинга президента, чему также способствовала непопулярная земельная реформа.
Накануне встречи «нормандской четверки» оппоненты Владимира Зеленского резко усилили давление на президента, обозначив ему многочисленные «красные линии» и грозя новым Майданом в случае «предательства», понимаемого как уступки Донбассу. В результате встреча в Париже, которой так добивался Владимир Зеленский, завершилась безрезультатно, оставив без ответа главный вопрос — что ждет Минские соглашения дальше.
При этом в лагере украинской оппозиции не скрывали своего удовлетворения тем, что ни одну из «красных линий» в Париже Владимир Зеленский не переступил.
Сам господин Зеленский, по данным “Ъ”, общаясь с коллегами по «нормандской четверке», описал свое положение так: «Послушайте, если я сейчас пойду договариваться по этим Минским соглашениям, то в следующий раз вы будете разговаривать с другим президентом!»
Уже после встречи в Париже Владимир Зеленский заявил о том, что никогда бы не подписал Минские соглашения, при этом в Киеве сообщили о намерении уже к новой встрече «нормандской четверки» подготовить изменения к документу.
Комментируя эту инициативу, пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил, что внести изменения в Минские соглашения возможно, но только при совместной работе Киева с представителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР. «Кто может работать над "Минском-3"? Две стороны. Поэтому если эксперты из Киева сядут в контактной группе или за ее пределами с экспертами из ДНР и ЛНР, то они, по всей видимости, смогут работать над какими-то некими изменениями или дополнениями к минскому комплексу мер»,— пояснил Дмитрий Песков.
Таким образом, в 2020 году Владимиру Зеленскому предстоит дать окончательный ответ на вопрос, сможет ли он начертить собственные, «зеленские линии» своей политики в Донбассе или будет и дальше оставаться в рамках тех «красных линий», которые обозначила для него украинская оппозиция.