Авиакомпании пытаются выбить из Бермуд

Перевозчики опасаются жесткого сценария перерегистрации самолетов в России

Авиакомпании опасаются принудительной перерегистрации воздушных судов из бермудского в российский реестр. В случае разрыва соглашения с Бермудскими островами авиакомпаниям придется потратить на перевод российских судов миллионы долларов. При этом, по мнению участников отрасли, квалификации российских специалистов не хватит для качественного отслеживания состояния летной годности самолетов, что чревато катастрофами из-за неисправностей техники. Хотя в Росавиации считают, что это не так, и Россия сможет обеспечить качественный надзор.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Авиакомпании резко негативно восприняли предложение главы МИДа Сергея Лаврова разорвать межправительственный договор России с Бермудами, позволяющий делегировать полномочия по поддержанию летной годности по месту регистрации. Соответствующую инициативу министр высказал в ответе на обращение депутата Госдумы Михаила Шеремета, на который ссылается РБК. Господин Лавров считает, что разрыв договора возможен, если его реализация «ставит под серьезную угрозу безопасность пассажирских перевозок».

На сегодня в российском реестре зарегистрированы 35 самолетов российских перевозчиков, столько же — в ирландском.

На Бермудских островах зарегистрировано 725 самолетов. По данным Росавиации, в реестрах Бермуд и Ирландии зарегистрированы 95% всех самолетов российских перевозчиков.

Авиакомпания «Победа» поддерживает инициативу по переводу самолетов в российскую юрисдикцию, но подчеркивает, что для этого авиавласти должны реализовать комплекс мероприятий для устранения препятствий для перерегистрации.

«Необходимо ратифицировать Кейптаунскую конвенцию без имеющихся сегодня изъятий, предусматривающих приоритет российской юрисдикции в спорах между собственниками судов и авиакомпаниями»,— говорят в «Победе».

Ратификация необходима для предоставления возможности владельцам (лизингодателям) самолетов инициировать их дерегистрацию из российского регистра и вывоз из России, например, в случае неуплаты авиакомпанией лизинговых платежей, отмечают в компании. «Также необходимо внести изменения в российские нормативные правовые акты для определения процедур дерегистрации на основании безотзывного полномочия на дерегистрацию и вывоз судна, а также регистрации уполномоченным госорганом такого безотзывного полномочия»,— добавили в «Победе».

Кейптаунская конвенция защищает интересы лизингодателей, гарантируя возврат техники по первому требованию ее владельца. Россия присоединилась к ней с оговоркой о приоритете национального законодательства над международным, в результате чего, говорят источники “Ъ” в отрасли, лизингодателю для возврата техники пришлось бы ждать решения суда, вступившего в законную силу, что обычно занимает год. «Перевозчик может год не платить и эксплуатировать самолет, тогда как во всем мире власти останавливают полеты на следующий день после обращения собственника техники»,— пояснил он.

Кроме того, авиавласти должны обеспечить подготовку «высококвалифицированных специалистов международного уровня по контролю за соблюдением норм летной годности на уровне, не уступающем стандартам крупнейшей международной инспекционно-сертификационной компании Bureau Veritas», добавляют в «Победе». Там говорят, что компания имеет безупречную деловую репутацию и пользуется доверием международных страховщиков, банков, лизинговых компаний. «По договору с Бермудами Bureau Veritas осуществляет строжайший контроль за соблюдением норм летной годности самолетов, зарегистрированных в бермудском реестре. Компания имеет укомплектованные инспекторские подразделения по всему миру, в том числе в России»,— подчеркивают в лоукостере.

Также в «Победе» считают, что должны быть приняты нормативные акты для выделения самолетных двигателей из состава воздушного судна, что защитит интересы собственников двигателей. «Часто у воздушных судов и двигателей разные владельцы»,— объяснили в компании.

Источник “Ъ” в авиаотрасли утверждает, что львиная доля авиакатастроф в России случалась из-за ошибок пилотов, подготовку которых контролирует Росавиация.

«Сложно вспомнить авиакатастрофу, причиной которой стала неисправность зарегистрированной на Бермудах техники,— говорит он.— В случае принудительной перерегистрации в российский реестр количество катастроф увеличится по причине негодного технического состояния самолетов».

В Росавиации, напротив, поддерживают позицию Сергея Лаврова и считают, что перевод самолетов в российский реестр позволит снизить риск возникновения катастроф. «Это миф, что мы не можем контролировать поддержание летной годности. Россия из стран СНГ обладает наибольшим потенциалом для ведения работ в области авиационной деятельности, контроля за состоянием воздушных судов, двигателей, у нас есть возможности и потенциал авиационной науки. Между тем в ряде других стран СНГ уже перевели самолеты из офшоров в национальные реестры, а в России — нет»,— говорил глава ведомства Александр Нерадько в интервью “Ъ” (см. “Ъ” от 28 ноября).

Герман Костринский

Вся лента