Стыковка не состоялась
Почему произошли проблемы при тестовом запуске американского космического корабля Starliner
Первый запуск корабля Starliner прошел в нештатном режиме. Судно, разработкой которого занимается компания Boeing, не смогло выйти на запланированную орбиту, а затем в NASA сообщили, что он не сможет состыковаться с МКС, потому что израсходовал слишком много топлива. Там добавили, что корабль вернется на Землю через 48 часов. Причина в двигателе, который не смог включиться вовремя. Starliner в будущем должен стать конкурентом российским «Союзам», которые сейчас доставляют космонавтов на МКС. Как можно оценить сбой в работе Starliner? И что дальше ждет этот проект? Тему продолжат Кирилл Абакумов и Анна Пестерева.
Космический корабль Starliner стартовал к Международной космической станции с мыса Канаверал во Флориде. Первый запуск проходил в тестовом режиме, поэтому на борту не было людей. Место пассажира занял манекен по имени Роузи. Его снабдили датчиками, чтобы заранее выяснить, какие ощущения будут испытывать космонавты во время полета. Также на борт загрузили около 300 кг груза, в том числе новогодние подарки.
Старт корабля начался вовремя и прошел гладко — комментатор даже назвал это событие прорывом для человечества: «Три, два, один, и пуск. Starliner поднимается. Новая эра в космической истории человечества».
Проблемы возникли после 15 минут полета, когда вторая ступень ракетоносителя вывела корабль на суборбитальную траекторию. Там у Starliner не включился двигатель. В итоге судно оказалось на стабильной незапланированной орбите. Это свидетельствует о том, что проект еще не готов, полагает генеральный директор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин. С другой стороны, недоработки могут быстро устранить, считает эксперт: «Это говорит, наверное, о проблемах в двигателе установки аппарата, либо в системе управления — это вполне возможная вещь в первый пуск.
Может оказаться, что это простейшая проблема: неправильно написанная программа или залипший клапан.
Зачастую эти проблемы легко лечатся. Но, может быть, это и серьезная проблема, которая может стоить достаточно больших денег и времени».
Компания Boeing получила от NASA более $4 млрд на разработку Starliner. На нем американские астронавты в будущем отправятся к Луне и Марсу. Но есть у этого проекта и более прикладная задача — устранить зависимость США от российских ракетоносителей, которая существует с 2011 года. Одно место на борту стоит более $80 млн. Для России это и статья дохода, и повод для гордости, что страна не потеряла своих позиций в космической отрасли.
Из-за проблем при тестовом запуске сроки американской программы могут сдвинуться, уверен главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Олег Вайсберг: «Не понадобится ли еще один дополнительный тестовый пуск перед тем, как пустить такой космический корабль на уже регулярную службу? Конечно, всякое отклонение в зависимости от его масштаба может привести к тому, что будет необходим дополнительный полет».
Но значит ли это, что российские «Союзы» пока остаются вне конкуренции? В американской космической программе участвует еще один игрок — компания SpaceX Илона Маска. В марте она произвела первый беспилотный запуск корабля Crew Dragon, а в будущем году планирует впервые доставить на МКС людей.
Так что преимущество России не такое очевидное, считает эксперт в ракетно-космической отрасли Александр Железняков: «Конечно, корабль Starliner в назначенные ранее сроки в пилотируемом режиме не полетит, потому что возникла такая нештатная ситуация. Но так как NASA изначально ориентировалось не на одного исполнителя, а на двух, то есть на компанию Boeing и SpaceX, в целом я думаю, что в следующем году американцы тот или иной пилотируемый корабль все-таки получат».
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что в ближайшие два года астронавтам NASA выделят два места на кораблях «Союз». Можно трактовать это сообщение так, что Россия сохраняет лидирующие позиции. По крайней мере, пока. В NASA посчитали, что одно место для астронавта на борту корабля Starliner будет стоить около $90 млн. Boeing с этой оценкой не согласился, но свою цену назвать отказался.