Действиям стрелка подобрали мотивы
Чем руководствовался Евгений Манюров, устроивший стрельбу у здания ФСБ
Скончался еще один пострадавший в результате атаки на здание ФСБ на Лубянке — Следственный комитет сообщил о смерти второго сотрудника силовых структур. Также СКР официально подтвердил личность стрелка. Это 39-летний житель Подольска Евгений Манюров. По данным СМИ, ему назначена посмертная психологическая экспертиза. Так следствие надеется установить мотивы преступления.
По неофициальной информации, силовики отрабатывают несколько версий. Одна из приоритетных, что стрелок действовал в одиночку и имел расстройство психики. “Ъ FM” обсудил эту версию с доцентом кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Романом Сулеймановым: «Особенности, которые приписываются этому стрелку, вполне могут быть предрасполагающими для пациента, будущего террориста-одиночки.
Это люди, о которых обычно ничего не известно, которые ведут довольно замкнутый образ жизни.
У них есть определенные шизоидные и паранойяльные черты характера, которые рано или поздно под влиянием каких-то триггерных факторов решают заявить о себе миру подобного рода террористическими или другими антисоциальными действиями. Тщательная подготовка характерна именно для одиночек. Но не предусмотреть главного, что в приемной ФСБ будет дежурить не один какой-то случайный вахтер, а будет отлаженная система, рассчитанная на подобные случаи, говорит о каких-то нарушениях мышления. То есть он больший акцент делал на вооружение, на то, как это будет выглядеть, какие будут жертвы, но не продумал самого очевидного, лежащего на поверхности, а именно систему охраны при входе в приемную ФСБ. Я думаю, это говорит о некоторой импульсивности в его поведении. То есть он не до конца спланировал этот акт, и вполне возможно, что не планировал на конкретное число, но что-то подвигло его к тому, чтобы стремиться осуществить это раньше намеченного времени.
В качестве триггера должен быть очень короткий временной лаг, то есть событие, которое подтолкнуло его к преждевременному нападению.
Оно должно было произойти буквально на днях. Это должно было быть какое-то значимое эмоциональное, шоковое событие, серьезная психическая травма, может быть, в личной жизни. История с бабушкой могла нацелить его, допустим, на ФСБ или еще на что-то».
Другая версия заключается в том, что стрелка завербовали исламисты с Ближнего Востока. Мать Манюрова заявила, что в последнее время ее сын часто говорил по телефону с «какими-то арабами», а отец преступника уточнил также, что тот успел поработать охранником в посольстве одной из арабских стран.
С учетом биографии Манюрова, такую версию нельзя исключать, считает подполковник ФСБ в отставке Александр Гусак, а Подольск, где проживал стрелок, давно попадает в разработки антитеррористических подразделений спецслужб: «Вся реальная жизнь навалилась на этого человека. Что-то не получилось с бизнесом, бремя налогов легло на него, тяжело жить. В 1995 году, когда я активно работал, за год у меня было два серьезных сигнала по нападению на Лубянку: от Подольска и "кавказский след". Мы нейтрализовали их прежде, чем у нас что-то произошло».
Еще один мотив преступления, о котором говорят в СМИ и соцсетях,— это месть. Манюров был сотрудником частных охранных предприятий, принадлежавших бывшим сотрудникам ФСБ. Причем из-за низкой зарплаты и конфликтов вынужден был более десятка раз поменять место работы. Бывшие силовики действительно владеют или руководят охранными фирмами, подтверждает гендиректор ЧОП «Акм-Секьюрити» Алексей Щедрин. Но версия о мести начальникам ему кажется странной: «Охранными предприятиями руководят выходцы из всех силовых структур, это и МВД, и ФСБ, и Министерство обороны. Если он хотел отомстить своим, скажем, нерадивым начальникам, то, я думаю, он отомстил бы прежде всего им, а не какому-то ведомству, где они когда-то работали, и, вообще, работали ли именно на Лубянке? Федеральная служба безопасности имеет огромное количество подразделений по всей России, и выплескивать свою агрессию на центральный аппарат, мне кажется, эта теория не выдерживает критики».
Что известно об устроившем стрельбу на Лубянке
Еще пять человек в результате атаки на здание ФСБ получили ранения различной степени тяжести. Один из пострадавших — гражданский, у него легкая травма.