«Денег из бюджета на обновление автопарка недостаточно»
В Екатеринбурге оценили эксперимент по аутсорсингу скорой помощи
У скорой помощи Екатеринбурга со следующего года будет 31 автомобиль, предоставленный частной компанией. Машины будут использовать уже на пяти станциях, а не трех как ранее. Главврач скорой помощи Игорь Пушкарев уверен, что на 100% извоз бригад не перейдет в частные руки, а частичный аутсорсинг помогает обновлять парк машин, который на 50% уже изношен.
На балансе скорой помощи Екатеринбурга находятся 128 автомобилей, 23 из которых до конца года спишут из-за износа. Как рассказал “Ъ-Урал” главный врач станции скорой медицинской помощи имени В.Ф.Капиноса Игорь Пушкарев, сейчас 18 машин работают на аутсорсинге, а со следующего года к ним прибавятся еще 13. По его словам, более 50% автопарка скорой сегодня составляют машины старше пяти лет, которые по требованию Минздрава уже нельзя эксплуатировать.
«Машины работают круглосуточно, поэтому изнашиваются они быстрее обычного автомобиля. Администрация ежегодно выделяет средства на закупку автомобилей. Но в прошлом году мы смогли купить только 10 машин, а поменять нужно было 23. Каждый год образуется дефицит. Тех денег, которые город выделяет, недостаточно для полноценной смены автопарка, поэтому мы прибегаем к услугам аутсорсинга», — рассказал господин Пушкарев. Частные компании для извоза бригад в Екатеринбурге привлекают с 2014 года.
Недавно состоялся новый аукцион по выбору компании, которая будет предоставлять машины скорой помощи с водителями в Екатеринбурге. Единственным участником стало пермское ООО «Феникс-Логистика» (бренд «Новоскор») Евгения Фридмана. С компанией заключат контракт по начальной цене около 113,6 млн руб. (это стоимость почти 300 тыс. машино-часов). Контракт заключается на срок с 1 февраля 2020 года по 31 марта 2021 года. Автомобили будут эксплуатироваться на станциях на улицах Машиностроителей 39а, Серафимы Дерябиной, 23, Братьев Быковых, 16, Сыромолотова, 19А, Бабушкина, 11.
Ранее частные компании для извоза бригад привлекали только на три станции, в этом году их пять (всего в городе 13 станций скорой помощи). Игорь Пушкарев заверил, что о 100% передачи извоза бригад речи не идет. «Мы с 2014 году частично работаем с частными компаниями, но полностью уходить на аутсорсинг не собираемся. Мое мнение и коллег из Минздрава, что специализированные бригады должны быть государственными либо муниципальными в первую очередь из-за специфики работы», — пояснил он.
По его словам, глобальных проблем в работе с аутсорсерами за пять лет в городе не было. «Аутсорсер вовремя предоставляет автомобиль с водителем, если по какой-то причине автомобиль сломался, то старается в течение 15-20 минут произвести его замену. Для этого в техзадании прописывается резерв машин. Мы за них не платим, мы платим за машино-час. К тому же я, как руководитель, освобождаюсь от решения вопросов выхода водителей, заправки и ремонта машин. Это полностью на плечах аутсорсера», — добавил Игорь Пушкарев.
«Феникс-Логистика» ранее уже сотрудничала со скорой помощью Екатеринбурга, компания также работает в Перми, Кирове, Уфе и Самаре. Последние два года услуги извоза екатеринбургской скорой помощи предоставляла группа компаний «Эффективная система здравоохранения» Данила Барышникова, сына топ-менеджера «Газпром нефти» Владислава Барышникова. По словам господина Пушкарева, разницы в работе компаний он не увидел: «все работают в соответствии с муниципальным контрактом, иногда у компаний даже водители одни и те же». Помимо Екатеринбурга на аутсорсинг извоз бригад частично будет отдан в Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, обсуждается Первоуральск.
Поговорить с Евгением Фридманом не удалось. Ранее в интервью порталу Properm он рассказывал, что выступает за полную передачу скорой помощи на аутсорсинг. «Задача главного врача — организовать медицину. Там, где аутсорсинга нет, главный врач является держателем парка. У него есть заведующий гаража. Случилось ДТП или серьезная поломка, он каждую процедуру должен проводить через конкурсы, тендеры. В рамках этих процессов возникает момент, связанный с удорожанием», — объяснял он свою позицию. По словам господина Фридмана, парк скорой помощи в России изношен на 50–60%, «его нельзя эксплуатировать, он больше будет стоять, чем ездить». «Проблему надо решить или выделением денег в регионы или привлечением бизнеса в формате аутсорсинга», — считает он.
Говоря о конфликтах с водителями Перми, которые время от времени угрожают забастовками из-за невыплат или задержек зарплаты, Евгений Фридман объяснил, что последние три года в компании все отношения с водителями построены на ИП. Это было сделано, чтобы мотивировать их работать и дать возможность больше зарабатывать. «Коллектив большой. Только в Перми работают больше 300 человек. Конечно есть 5–10% людей, которые не всегда довольны, шушукаются, бубнят. Идеальным для всех не будешь», — рассказывал он.