Отели пожинают плоды чемпионата
Индустрия гостеприимства
В 2019 году петербургский рынок гостиничной недвижимости пополнился на девять отелей общим количеством 583 номера. Наиболее существенный прирост — 328 номеров — произошел в сегменте отелей «четыре звезды».
Такие данные приводит Colliers International. Среднерыночный ADR за 11 мес. находится на уровне 6630 руб./номер (без завтрака и НДС), RevPAR — 4508 руб./номер. Эти показатели, как и ожидалось, ниже на несколько процентов, чем в 2018 году, на фоне проведения ЧМ, однако уровень загрузки петербургских гостиниц, по оценкам аналитиков компании, по итогам года будет на 3-4% выше (68-69% в 2019 г. против 65% в 2018 г.).
Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге, говорит: «После бурного 2018 года туристический поток в Петербург продолжает нарастать. Реализуется отложенный спрос — со стороны тех, кто побоялся приезжать в период мундиаля, к тому же растет и собственная популярность Петербурга».
Яна Уханова, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL, говорит, что лидерами по темпам роста стали гостиницы среднеценового сегмента, в которых загрузка увеличилась предварительно на 10% к уровню 2017 года, составив 66%, и гостиницы верхнего предела высокого ценового сегмента, в которых загрузка в среднем увеличилась на 9% к уровню 2017 года и при этом составила примерно 61%. «На фоне растущего спроса гостиницы смогли увеличить тарифы, в некоторых сегментах даже больше, чем на привычный уровень инфляции в 3-4%,— лидерами по росту среднего тарифа стали гостиницы среднеценового сегмента и гостиницы люксовой категории. Рост составил 11% и 5% соответственно»,— говорит госпожа Уханова.
Она замечает, что 2019 год ознаменовался вступлением в силу запрета на размещение хостелов в жилых домах. «Тем не менее мы не ожидаем, что это существенно повлияет на гостиничный рынок Санкт-Петербурга в силу разных целевых категорий спроса, а также того факта, что многие хостелы продолжили свою работу, найдя лазейку в законе»,— полагает госпожа Уханова.
Она также добавляет, что с 1 октября 2019 года была введена бесплатная электронная виза, что увеличит въездной поток в город. «Эффект данной меры мы в полной мере ощутим в следующем году, с началом туристического сезона. Опять же первые отзывы о работе системы были не слишком положительными, проявились общие недоработки в системе, но мы надеемся, что они будут устранены к началу туристического сезона, что позволит гостиницам наращивать загрузку, а соответственно, и тариф. За счет введения данной меры увеличение спроса мы ожидаем преимущественно в сегменте люкс и верхнем пределе высокого, так как для организованных групп, преимущественно выбирающих среднеценовые опции, виза не была препятствием для посещения города»,— рассуждает госпожа Уханова.
Также она полагает, что на рынок въездного туризма повлияет обсуждение свободы воздуха для аэропорта Пулково, которая, в случае принятия, увеличит количество рейсов в Петербург из крупных городов мира. В частности, по подсчетам аналитиков Colliers International, стоимость перелета для граждан стран, из которых начнут летать лоукостеры, после таких нововведений может сократиться на 43%.
В Colliers International говорят, что на гостиничном рынке нарастает конкуренция со стороны сервисных апарт-отелей. Все большее число проектов выходит в операционную стадию и вступает в борьбу за туристов с классическими отелями, прежде всего категорий три-четыре звезды. Госпожа Уханова с этим мнением согласна: «В 2019 году не произошло крупных классических гостиничных открытий, тем не менее предложение юнитов в апарт-отелях выросло более чем на 6,5 тыс. единиц, что в дальнейшем создаст серьезное конкурентное давление на гостиницы в сегменте 3-4 звезды» (заметку о развитии рынка апарт-отелей читайте в этом выпуске на стр. 14).
Андрей Косарев добавляет также, что на гостиничном рынке Петербурга сейчас развивается нишевый продукт — это бутик-отели и бюджетные гостиницы. И те и другие — не под международными брендами и не крупные: их номерной фонд насчитывает до 100-120 номеров, в бутик-отелях и того меньше — порядка 50 номеров.