Афганистан вычислил президента за три месяца
В стране обнародованы итоги сентябрьских выборов
Действующий президент Афганистана Ашраф Гани с большой вероятностью сохранит за собой этот пост. Как заявили в воскресенье в ЦИК страны, в ходе состоявшихся еще 28 сентября президентских выборов Ашраф Гани набрал 50,64% голосов, в то время как его ближайший соперник Абдулла Абдулла — только 39,52%. Несмотря на большой разрыв, убедительность этой победы весьма условна — подсчет голосов растянулся на три месяца, а Абдулла Абдулла итоги выборов признавать не намерен.
Президентские выборы в Афганистане запомнились относительно небольшим по местным меркам количеством терактов и низкой явкой — около 20%. Прогнозы, сулившие второй тур, оказались ошибочными. Как заявила глава ЦИК Афганистана Хава Алам Нуристани, по предварительным подсчетам более 50% голосов, необходимых для победы в первом туре, набрал действующий президент Ашраф Гани.
Его главный оппонент — глава исполнительной власти Афганистана Абдулла Абдулла значительно уступает с 39,52%, а замыкающий тройку лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр получил лишь 3,85% голосов.
«Я поздравляю весь народ с оглашением предварительных результатов президентских выборов»,— заявил президент Гани. Он также добавил, что намерен подать жалобу на некоторые нарушения, допущенные в ходе избирательного процесса — видимо, чтобы сделать свою победу еще более убедительной.
У кандидатов есть 72 часа на то, чтобы обжаловать итоги выборов. Между тем свое недовольство уже выразил и Абдулла Абдулла. «Наша команда не признает результаты этого мошеннического голосования, пока наши законные требования не будут выполнены»,— говорится в заявлении его штаба.
Ранее команда господина Абдуллы заявляла, что ЦИК якобы втайне засчитал бюллетени без отметки о прохождении биометрической идентификации. Взятие отпечатков пальцев у каждого избирателя должно было гарантировать чистоту выборов, но, как выяснилось уже после голосования, часть устройств, предназначенных для этого, неисправна, а часть — утеряна.
«До утверждения окончательных результатов остается еще много шагов, необходимых, чтобы убедиться — афганский народ в них верит»,— написал в Twitter посол США в Афганистане Джон Басс. Спецпредставитель генсека ООН по Афганистану Тадамити Ямамото также отметил, что «все кандидаты должны иметь шанс высказать любые недовольства через соответствующий механизм и в предписанное время».
Однако, как заявил в беседе с “Ъ” ведущий эксперт российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко, озвученные результаты, вероятнее всего, станут окончательными.
«Недовольство Абдуллы Абдуллы понятно — для него такой результат означает политическую смерть,— отметил господин Серенко.— Его должность — "глава исполнительной власти" не прописана в конституции и существует только для того, чтобы сгладить разногласия между ним и Гани. А раз на этих выборах четкий победитель уже есть — то и необходимость в коалиционном правительстве отпадает».
Напомним, что в конце декабря Вашингтон заявил о возобновлении переговоров с запрещенным в России террористическим движением «Талибан», а американские СМИ анонсировали скорый вывод из страны 4 тыс. военнослужащих — примерно трети от нынешнего контингента. Таким образом, именно Ашрафу Гани придется управлять страной в новых условиях. Однако кардинально новыми они могут и не стать. «Заявления о скором перемирии, выводе войск, подписании соглашения между США и талибами звучат уже в течение двух лет, но видимого результата нет»,— сказал он.
Эксперт также отметил, что политика Москвы на афганском направлении распадается на две линии.
«Одну ведет спецпредставитель президента Замир Кабулов, который пытается встроить Москву в переговоры с талибами, раздражая правительство Гани. Другую — глава Совбеза Николай Патрушев, который поддерживает тесный диалог с советником президента Афганистана по национальной безопасности Хамдуллой Мохибом,— отметил господин Серенко.— Реальность же такова, что, хотя Ашраф Гани может и не нравиться кому-то в Москве, другого правительства в Афганистане в ближайшее время не будет».