«Страна происхождения всегда в приоритете»
Дмитрий Буткевич — о деле «скифского золота»
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о предстоящих слушаниях Апелляционного суда Амстердама.
В январе 2020 года Апелляционный суд Амстердама проведет слушания по делу о так называемом «скифском золоте». Напомню историю: в феврале 2014 в амстердамском музее Алана Пирсона открылась выставка «крымского» или «скифского золота», археологические предметы Боспорского царства и прочие древности, найденные еще в довоенное время на территории Причерноморья. Всего было более 2 тыс. предметов, среди которых есть, например, знаменитый золотой шлем. Страховка составляла несколько миллионов евро. Часть вещей принадлежала киевским музейным институциям, но большая часть была из Автономной Республики Крым (это Центральный музей Тавриды в Симферополе, Керченский и Бахчисарайский историко-культурные заповедники и Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе).
Полуостров перешел в российскую юрисдикцию и в мае 2014 вернулись только киевские предметы. Остальные экспонаты Украина требовала передать ей напрямую, Крым требовал вернуть на полуосторов. В 2016 городской суд Амстердама принял решение в пользу украинской стороны. Музеи Крыма консолидировано поджали апелляцию, которая и рассматривается по сию пору. Вот комментарий специалиста по международному праву, партнера коллегии адвокатов «Делькредере» Анастасии Тараданкиной: «Ситуация уникальная, поэтому побочные правовые последствия, например, такие, как правопреемственность движимых культурных ценностей музеев, не прописаны ни в одной международной конвенции. Сейчас смешивают две проблемы — соблюдение законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей и определения собственника этих объектов. Украина давала согласие на вывоз, поэтому она утверждает, что необходимо ввести данные ценности обратно на ее территорию. Однако это не предопределяет решение о том, к собственности какого государства на данный момент относится скифское золото».
По международному законодательству о культурных ценностях, страна происхождения, где были найдены эти ценности (при раскопках, например), всегда в приоритете при определении их принадлежности и владения. То есть, сейчас это — Россия. А вот до этого более 20 лет была Украина. А до этого — Советский Союз, куда входила территория Украины. Но до этого в течение тридцати лет — территория России. В общем, ничего непонятно.