Ретроспектива с перспективой
Крупнейшая выставка в истории Tiffany & Co.
25 ноября главная страница сайта LVMH окрасилась в цвет Tiffany blue. На ней появилась надпись: «Мы счастливы возможности пригласить Tiffany в семью LVMH» — слова президента Бернара Арно. В этот день стало известно, что LVMH приобретает компанию за $16,2 млрд, то есть $135 за акцию, торгующуюся на Нью-Йоркской бирже. Платят «живыми» деньгами. Об этом говорили еще с середины ноября, тогда появилась информация о готовящейся сделке, правда, речь шла о сумме $14,5 млрд ($120 за акцию).
До этого ювелирным флагманом группы LVMH, владеющей шестью десятками брендов, был Bulgari, приобретенный группой Бернара Арно в 2011 году за $5,2 млрд. Теперь эту позицию займет американский ювелирный дом.
Символично, что буквально за пару месяцев до продажи, в сентябре Tiffany & Co. представила в Шанхае ретроспективную выставку. Она работала до 10 ноября в Fosun Foundation и оказалась самой большой экспозицией за все время существования марки. Перед тем как откроется новая страница в жизни ювелирного дома, вспомним самые интересные главы из его 182-летней истории, рассказанные шанхайской выставкой Vision & Virtuosity.
Джин Мур
Сегодня все уверены, что витрина в дорогом магазине должна быть почти произведением искусства, а в рождественский сезон на Западе происходит нечто вроде соцсоревнования за звание «витрины года». Каждый стремится поразить, ослепить — и оригинальной идеей, и мастерством, и дороговизной исполнения. Но так было далеко не всегда. Еще в 1950-х ювелирные витрины были скучнейшими торговыми окнами, в которых стояли украшения на подставках, нередко вперемежку с ценниками. Ситуацию изменил Джин Мур, легендарный оформитель витрин Tiffany на Пятой авеню. Раушенберг, Уорхол и многие другие были в числе художников, которых он приглашал поработать вместе с ним над витринами. Так в них появлялись целующиеся носороги и оленьи рога с бокалами шампанского, тающие глыбы льда и полуразрушенные деревянные мосты. Мур превратил оформительство в искусство и определил, что будет эталоном ювелирной витрины на десятилетия вперед.
Перейдите к оплате
Сегодня все происходит очень быстро. Вот, скажем, вы хотите купить кольцо. Можете просто найти нужное изделие в онлайн-каталоге, оплатить его прямо на сайте (в условиях РФ процесс несколько сложнее), а к вечеру, ну или на следующий день уже получить доставку. Раньше все было куда проблематичнее. Первый каталог украшений и драгоценных аксессуаров марка Tiffany выпустила в 1845 году. В наше время под названием Blue Book по традиции ежегодно выходит высокоювелирная коллекция бренда, но первоначально «Голубая книга» Tiffany — это именно каталог продукции, который марка издавала для продаж по почте. Но как они осуществлялись в XIX веке?
Метод был отлажен. Допустим, вы клиент из Лос-Анджелеса и решили купить кольцо. Вы выбираете нужное по каталогу и идете… в банк. Ведь бутика Tiffany в Лос-Анджелесе тогда не было. Банк подтверждает Tiffany вашу платежеспособность, и на примерку — все туда же, в банк — отправляются три кольца разных размеров (ведь точности размеров тогда тоже не было). Вы выбираете подходящее, банк переводит деньги, два других кольца возвращаются в Tiffany.
Желтый бриллиант Tiffany
Чарльз Льюис Тиффани приобрел его в 1878 году, он почти ровесник дома и помнит всю его историю. Его переоправляли, он был в броши и колье, его носили разные звезды. И с геммологической точки зрения, и с точки зрения провенанса это совершенно выдающийся желтый бриллиант. Им Tiffany завершила масштабную ретроспективу Vision & Virtuosity в шести главах. Кому-то может показаться банальным, но надо знать бренд. Желтый бриллиант обычно был выставлен в нью-йоркском флагманском магазине на Пятой авеню. Он был его символом и достопримечательностью. Сами сотрудники к нему относились невероятно трогательно. Одна из продавщиц, проработавшая на Пятой авеню несколько десятков лет, рассказывала мне, что каждое утро, приходя на работу, непременно здоровается с бриллиантом. И в этом весь Tiffany. Главное, чтобы теперь Бернару Арно со товарищи хватило понимания и такта, чтобы сохранить не только желтый бриллиант, но и удивительную ауру Tiffany, умудрявшегося быть ювелирным гигантом, не теряя теплой атмосферы дома.