BlaBlaCar приблизился к вокзалам
Приобретенный им Busfor получил контроль над разработчиками софта
Купленный недавно BlaBlaCar российский сервис Busfor стал владельцем компаний «КВЦ-Сервис» и ИТТ, разрабатывающих софт для продажи билетов и автоматизации деятельности автовокзалов. Сделки еще больше усилят влияние объединенного агрегатора, считают участники рынка. В то же время они могут помочь и нарастить общую долю продаваемых в онлайне автобусных билетов, пока не превышающую 3–7%.
Агрегатор автобусных билетов Busfor стал владельцем компаний «КВЦ-Сервис» и ИТТ (бренд «Авибус»), которые производят системы для автоматизации деятельности автовокзалов и продажи билетов, рассказал источник “Ъ” на рынке и подтвердили основатель и CEO Busfor Илья Екушевский и гендиректор ИТТ Илья Попов. Стороны не раскрывают суммы сделок, за каждый сервис Busfor мог заплатить около 10 млн руб., слышал один из участников рынка.
88,5 миллиона долларов
стоили 100% Busfor на конец третьего квартала 2019 года, согласно отчету Vostok New Ventures
Софт «Авибус» используют более 550 автовокзалов и автостанций, говорит Илья Попов. Как ранее писал “Ъ”, по разным оценкам компаний, всего в стране от 800 до 1,5 тыс. автовокзалов и автостанций. Весь объем российского рынка междугородных перевозок участники рынка ранее оценивали в 125–150 млрд руб. в год.
Как сообщал “Ъ” 12 декабря, французский сервис поиска попутчиков BlaBlaCar после закрытия сделки с Busfor запустил в России продажу автобусных билетов. Синергия BlaBlaCar и купленных Busfor сервисов приведет к тому, что доля билетов, продаваемых через онлайн-каналы, существенно вырастет вместе с влиянием и переговорной позицией объединенного агрегатора, уверен основатель сервиса «Атлас» Михаил Томшинский. «Еще вчера автовокзалы ненавидели BlaBlaCar, а сейчас он через цепочку действий получил контроль над платформами, на которых эти автовокзалы работают. Теперь сервис сможет влиять на их политику»,— поясняет он.
По словам осведомленного собеседника “Ъ”, руководители Busfor и BlaBlaCar также вели переговоры с компанией «Артмарк» (бренд e-traffic), которая развивает систему автоматизации вокзалов и собственный агрегатор билетов. По информации собеседника, речь шла о покупке за $10 млн, но договориться сторонам не удалось. Основатель e-traffic Евгений Устюгов сообщил, что переговоры с этими компаниями были, но они касались «расширения сотрудничества и технологической поддержки», а предложения о покупке не рассматривались. «Иностранные компании всегда стараются подружиться с наиболее технологичными российскими компаниями»,— отметил господин Устюгов. Илья Екушевский сообщил, что «команда e-traffic является давним и надежным партнером группы компаний Busfor».
Заместитель директора по развитию бизнеса «Туту.ру» Игорь Сивец ранее, ссылаясь на экспертные данные, оценивал онлайн-проникновение автобусных билетов в России в 3–7%. Увеличить долю без законодательных изменений невозможно, считает руководитель проектного офиса OneTwoTrip Дмитрий Паньшин. Необходимо отделить от автовокзала функцию продажи билета, оставив ему только роль инфраструктурного объекта, а также создать единый справочник станций, в котором будет содержаться полная информация о месторасположении автобусных станций, перевозчиках и совершаемых ими маршрутах, при этом электронный билет должен получить официальный статус бланка строгой отчетности, рассуждает он. За счет преобразований, уверен эксперт, должна снизиться и цена автобусного билета в онлайне.