«Метеор» засветился
Нижегородские корабелы возрождают производство теплохода на подводных крыльях
В Нижегородской области на производственной площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» заложили новый «Метеор 120Р». Этот теплоход на подводных крыльях для перевозки пассажиров по рекам и в прибрежных морских водах станет первым в серии судов, в которых заинтересованы регионы Сибири. Ресурс эксплуатации «Метеоров», производившихся до 1991 года, исчерпан, и им нужна замена. Рассчитывая на заказы, ЦКБ по СПК решило начать производство судов на собственные средства, не дожидаясь принятия госпрограммы лизинга, обсуждение которой отложено на весну 2020 года.
В понедельник на площадке АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» в Чкаловском районе Нижегородской области установили первую переборку скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р». Теплоход станет продолжением проекта СПК «Метеор», производившихся с 1959-го по 1991 год. Всего таких судов было произведено более 400, и некоторые из них до сих пор ходят по рекам Сибири и Дальнего Востока. Новый «Метеор 120Р» будет развивать скорость до 65 км/ч, вмещать до 120 пассажиров и иметь дальность хода до 600 км. Эксплуатировать судно можно как на реках, так и в прибрежных морских зонах.
По словам генерального директора АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Сергея Итальянцева, «Метеоры», произведенные в советский период, все чаще приходят в негодность даже после ремонта. «Металл устал, машина отработала свой ресурс. Этим судам давно нужна замена. АО "Северречфлот" начало большую программу реновации.
Компании, которая обслуживает Обь-Иртышский бассейн, только в ближайшие два-три года необходимо пять таких судов, а дальше — до 20. Есть потребность в "Метеорах" у пароходств на Лене и Енисее, на Дальнем Востоке»,— рассказал господин Итальянцев.
Его слова подтвердил заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Андрей Зобницев, пояснив, что в ХМАО работают последние советские «Метеоры», и на многих маршрутах они являются безальтернативным видом транспорта.
Председатель совета директоров ЦКБ Георгий Анцев воздержался от комментариев по поводу возможной цены судна, «так как она может очень сильно колебаться в зависимости от требований заказчика». На конечную стоимость могут повлиять требования к внутренней отделке салона, навигационному оборудованию, системам кондиционирования и другие факторы. Сергей Итальянцев также не стал называть стоимость судна, так как проектная документация по нему еще не до конца утверждена, а окончательная смета не сформирована. По данным источников “Ъ-Приволжье” в кораблестроительной отрасли, стоимость одного «Метеора 120Р» может превысить 300 млн руб.
Сергей Итальянцев отметил, что бюро начало строить судно за свой счет, так как правительство РФ не спешит продолжать федеральную программу по льготному лизингу для судовладельцев. Судостроители считают, что судно будет востребовано в России и за рубежом. «В рамках программы льготного лизинга суда покупались на 15–20 лет и под очень небольшой процент. К сожалению, эта программа очень плохо наполняется деньгами, хотя ее продолжения ждут очень многие судоходные компании.
На свой страх и риск мы начали строительство, не дожидаясь продолжения программы»,— сообщил господин Итальянцев.
Как сообщал “Ъ”, в сентябре 2019 года Минпромторг РФ предложил увеличить объем программы льготного лизинга до 105 млрд руб. На эти деньги предлагалось до 2030 года построить около 500 судов. По расчетам министерства, объем планируемого строительства составит 387 млрд руб. Правительственная комиссия отказала Минпромторгу, предложив сформировать новую заявку на допфинансирование судостроения. Решение по этому вопросу будет приниматься в период весенней корректировки бюджета.
Источник “Ъ-Приволжье” в судостроительной отрасли отмечает, что сейчас в России идет большая работа по диверсификации производства в сфере оборонной промышленности. Параметры этой программы и необходимая доля гражданской продукции заданы президентом РФ. Поэтому все отрасли, которые связаны с ОПК, будут стремиться увеличить выпуск «гражданки». «Судостроение не является исключением. Доля военной продукции в этой отрасли просто зашкаливает. Минпромторгу РФ поставлена задача поддерживать все инициативы, связанные с диверсификацией. Поэтому в переносе решения по программе льготного лизинга на весну 2020 года ничего критичного нет. Тогда будут понятны и бюджетные, и финансовые показатели нового года, а для судостроения сроки в четыре-пять месяцев — это не страшно»,— считает собеседник “Ъ-Приволжье”.