Прокуратура полезла в бутылку
Мещанский суд Москвы за девять часов рассмотрел дело Самариддина Раджабова
Прокурор запросил 3,5 года колонии для 21-летнего рэпера Самариддина Раджабова, фигуранта дела о массовых уличных выступлениях накануне выборов в Мосгордуму. Господин Раджабов, по версии следствия, на несогласованной акции протеста 27 июля кинул пластиковую бутылку с жидкостью в сторону полицейских — лейтенанта второго оперативного полка МВД Москвы Дмитрия Линника, старшего сержанта полиции Александра Внукова и сержанта полиции Александра Комбарова. Все трое потерпевших на суде показали, что не видели, как обвиняемый кидал бутылку, но ощутили испуг от звука упавшего предмета, а потому уверены: им нанесен серьезный моральный вред.
Рэпер Самариддин Раджабов
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Более 70 человек приехали в понедельник в суд, чтобы поддержать 21-летнего рэпера Самариддина Раджабова, которого обвиняют в угрозе применения насилия к трем полицейским (ч. 1 ст. 318 УК РФ) на несогласованной протестной акции 27 июля на Трубной площади в Москве. Заседание началось с допроса потерпевших Александра Внукова, Александра Комбарова и Дмитрия Линника. Напомним, господин Линник дважды менял показания: в августе он утверждал, что 27 июля почувствовал «удар в заднюю часть шеи», от чего испытал физическую боль, но, когда у следствия появилась видеозапись, доказывающая, что бутылка пролетела мимо, показал иное. В октябре Дмитрий Линник сообщил следствию, что в момент падения рядом с ним бутылки, вел в автозак одного из задержанных участников протеста и «испытал боль от резкого загиба назад правой руки»; эта боль, по словам потерпевшего, «совпала со звуком от упавшей слева бутылки». За медицинской помощью господин Линник позднее не обращался. Тогда же, в октябре, двое свидетелей — господин Комбаров и господин Внуков — написали заявления в Следственный комитет России (СКР) с просьбой считать их потерпевшими. На судебном заседании в понедельник, 23 декабря, они объяснили судье Татьяне Бараковской свою позицию.
Так, по словам старшего сержанта полиции Александра Внукова, он «писал заявление не по собственной инициативе», а после того, как встретился со следователем и обсудил случившееся с коллегами. «Человек, бросивший бутылку, спровоцировал безнаказанность, а моему здоровью причинен моральный вред»,— сообщил потерпевший Внуков, уточнив, что «не видел», кто именно кидал предмет с жидкостью, однако «испытал страх за свою жизнь», так как «бутылка могла быть и с кислотой».
Сержант полиции Александр Комбаров, также обеспечивавший правопорядок 27 июля на Трубной площади, сообщил суду, что «узнал по видео, что хлопок, который (его.— “Ъ”) испугал, издала бутылка». «Я услышал твердое шуршание и подумал, что это камень»,— давал показания господин Комбаров, уточняя, что «старался при задержании беречь блогеров и их аппаратуру», и поясняя: «После отпуска я общался со следователем и понял, что я потерпевший». Отвечая на вопросы адвоката Сергея Бадамшина, господин Комбаров подтвердил, что 27 июля на Трубной площади было выставлено оцепление, из-за чего люди не могли разойтись, а задержания происходили потому, что собравшиеся не реагировали на просьбы правоохранителей покинуть площадь. «Противоречий (в показаниях.— “Ъ”) не вижу»,— заключил господин Комбаров.
Третьим суд допросил Дмитрия Линника, который подтвердил свои показания, данные в октябре: в момент задержания одного из неустановленных участников протеста «почувствовал боль в области плеча» и позднее при обсуждении ситуации с другими потерпевшими «сопоставил ощущения боли с услышанным звуком», видимо, от падения бутылки. Отвечая на вопросы адвоката Анри Цискаришвили и обвиняемого Раджабова, господин Линник рассказал, что «испытывал недомогание» от причиненного морального вреда.
Все потерпевшие, отметим, подтвердили в ходе допроса, что 27 июля, выполняя свои служебные обязанности, находились в полном обмундировании: в шлемах, бронежилетах и масках, скрывающих лица.
Также в понедельник были допрошены сотрудник полиции Роман Касимов (руководил потерпевшими 27 июля и рассказал суду, что узнал о бутылке от вышестоящего руководства «после произошедших событий») и задержавшие господина Раджабова полицейские Александр Кряжев и Роман Тихонов, которые показали, что обвиняемый при задержании «вел себя спокойно», а ориентировка на него поступила «устно, от старшего — предположительно, от майора полиции Халилова».
В суд не явился свидетель Виталий Максидов, уволившийся из МВД РФ после возбуждения уголовного дела о массовых беспорядках в Москве 27 июля и заявлявший ранее, что не имеет претензий к Самариддину Раджабову, которого задерживал на Трубной площади.
Потому суд сначала исследовал письменные материалы дела (в том числе грамоты обвиняемого за победы в спортивных турнирах «Русские богатыри»), а затем пять видеозаписей событий 27 июля на Трубной площади, после чего допросил трех свидетелей защиты: корреспондента «Медиазоны» Ксению Краснопевцеву, сестру обвиняемого Матлубу и отца Самариддина. Господин Раджабов (старший) почти сразу сорвался на крик: «Я воспитал хорошего сына, я горжусь им и хочу, чтобы все россияне воспитали так своих сыновей, чтобы они различали, где вор и убийца, а где нет. Я ему давно говорил — уезжай, никто тебе в этой стране не поможет: ни Конституция, ни гражданское общество. Мне жалко, что вот в 21 год он тут. Если бы он ограбил или убил, я бы сюда не пришел, но у него есть позиция, и я ее поддерживаю. Надо было допустить независимых кандидатов, в России должны быть выборы, я ему это тогда сказал».
Далее суд удовлетворил ходатайство адвокатов и приобщил к материалам дела кассовые чеки: оказалось, что сестра Самариддина Раджабова по его просьбе перечислила денежную компенсацию морального вреда потерпевшим, а также сделала взнос в благотворительную организацию. Для полицейских-потерпевших это стало неожиданностью, и адвокат Сергей Бадамшин сообщил им, что забрать компенсацию можно в почтовых отделениях по месту жительства.
Во время допроса подсудимого Самариддин Раджабов рассказал, что вышел на Трубную площадь 27 июля, чтобы «выразить неуважение беспределу», и что не понимает, как мог одной бутылкой напугать трех полицейских, после чего отказался отвечать на вопросы.
Суд перешел к прениям.
Прокурор Юлия Клевцова потребовала для обвиняемого 3,5 года колонии общего режима, так как «виновность подтверждается результатами оперативно-разыскной деятельности», а «бутылка, с силой брошенная в сторону сотрудников полиции, создала для них угрозу, и образовала звук, имитирующий разрушение неизвестного предмета». Адвокат Анри Цискаришвили напомнил суду о переменчивости показаний потерпевшего Дмитрия Линника и пересказал показания других потерпевших, заключив, что они «вспомнили, что испытали чувство страха, через три месяца после произошедших событий». Адвокат Сергей Бадамшин поддержал коллегу и добавил: «Мы впервые создаем такую пагубную практику в Москве, после которой любой сотрудник полиции будет говорить, что испугался. Полицейские должны стойко нести тяготы службы, а не пугаться пластиковой бутылки». Оба защитника попросили суд полностью оправдать их доверителя, напомнив потерпевшим, что «для испуга есть статья об административных правонарушениях».
В последнем слове Самариддин Раджабов зачитал рэп и обратился к потерпевшим, все заседание сидевшим в первом ряду: «Вы понимаете, что за эти показания я поеду в колонию на три с половиной года?»
Судья Татьяна Бараковская постановила назначить оглашение приговора на 15:00 часов 24 декабря.
Фотогалерея
Осужденные за протесты в Москве
Владислав Синица, известный в Twitter под псевдонимом Макс Стеклов, блогер, 30 лет
По версии следствия, после акции 27 июля опубликовал в соцсети сообщение, где фактически призывал к насилию в отношении детей сотрудников правоохранительных органов. 3 сентября 2019 года был признан виновным в экстремизме (п. «а» ч. 2 ст. 282 УК) и приговорен Пресненским судом Москвы к 5 годам колонии общего режима. 4 октября суд оставил апелляционную жалобу защиты Владислава Синицы без удовлетворения
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Иван Подкопаев, безработный, 25 лет
По версии следствия, «распылил агрессивное химическое вещество в лица сотрудников полиции и сотрудников Росгвардии» на акции протеста 27 июля. 3 сентября признан Тверским судом Москвы виновным в применении насилия по отношению к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК) и приговорен к 3 годам колонии общего режима. 9 октября Мосгорсуд смягчил приговор, сократив срок до 2 лет
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Данил Беглец, индивидуальный предприниматель, 26 лет
По версии следствия, в ходе акции протеста 27 июля толкнул рукой неустановленного полицейского. Признал вину в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). Дело рассматривалось в особом режиме. 3 сентября 2019 года приговорен Тверским судом Москвы к 2 годам колонии общего режима. 7 октября Мосгорсуд отклонил апелляцию защиты и признал законным приговор Данилу Беглецу
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Евгений Коваленко, сотрудник охраны Московской железной дороги, 48 лет
В ходе июльской акции протеста бросил урну в сторону сотрудников Росгвардии. Никто не пострадал. 4 сентября 2019 года приговорен Мещанским судом Москвы к 3,5 годам колонии общего режима за применение насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ)
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Кирилл Жуков, машинист, администратор сообщества «Ориентир» в соцсети «Вконтакте», 28 лет
По версии обвинения, «ударил росгвардейца по забралу шлема, тот откинулся головой назад и испытал сильнейшую боль от ремешка шлема, закрепленного на подбородке». 4 сентября приговорен Тверским судом Москвы к 3 годам колонии общего режима за применение насилия к полицейскому (ч. 1 ст. 318 УК РФ)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Константин Котов, программист, гражданский активист, 34 года
5 сентября 2019 года признан виновным по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга и пр.) и приговорен Тверским судом Москвы к 4 годам колонии общего режима. 24 января 2020 года Владимир Путин поручил проверить законность приговора. 27 января КС вынес определение о необходимости пересмотреть приговор. 2 марта Второй кассационный суд общей юрисдикции поручил Мосгорсуду пересмотреть дело активиста
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Павел Устинов, актер, 23 года
16 сентября 2019 года Тверской суд Москвы признал его виновным в применении насилия, опасного для жизни, в отношении представителя власти (ч. 2 ст. 318 УК РФ) и приговорил к 3,5 годам колонии общего режима. По версии следствия, на акции протеста он при задержании вывихнул плечо сотруднику ОМОНа. Свою вину не признал. 20 сентября Павла отпустили из СИЗО под подписку о невыезде. 30 сентября Мосгорсуд заменил 3,5 года колонии на год условного срока. Защита Павла Устинова намерена обжаловать приговор
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына
Егор Жуков, 21 год, студент Высшей школы экономики (ВШЭ), видеоблогер
Задержан 1 августа по обвинению в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ). Арестован 2 августа до 27 сентября. 3 сентября по ходатайству Следственного комитета отправлен под домашний арест. Следователи установили непричастность Егора Жукова к массовым беспорядкам, но предъявили ему новое обвинение — в публичных призывах к экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ). 6 декабря Кунцевский райсуд Москвы признал Егора Жукова виновным и приговорил к 3 годам лишения свободы условно
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Павел Новиков, 32 года, трудоустроен неофициально
Был задержан 29 октября и оставлен под стражей. Обвинялся по ч. 1 ст. 318 УК РФ — дважды ударил полицейского кинолога пластиковой бутылкой. Признал вину. 6 декабря приговорен Тверским судом Москвы к штрафу 120 тыс. руб. и отпущен в зале суда
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Владимир Емельянов (слева), 27 лет, мерчендайзер
Был задержан 14 октября после обыска, оставлен под стражей. Обвинялся по ч.1 ст. 318 УК РФ. По версии следствия, схватил росгвардейца за жилет и «потянул на себя». Вину не признал. 4 декабря в ходе судебного заседания гособвинитель запросил для Емельянова 4 года колонии. 6 декабря Мещанский суд Москвы приговорил его к 2 годам лишения свободы условно
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Никита Чирцов (слева), 22 года, программист, предприниматель
Был задержан 27 июля в Москве, но вскоре отпущен. 31 июля Лефортовский суд оштрафовал его на 12 тыс. руб. по статье о нарушении правил проведения акции — ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Самого Чирцова в зале суда не было. 28 августа Никита Чирцов был задержан в Минске правоохранительными органами Белоруссии и выслан в Россию, где он был задержан и арестован по обвинению в применении насилия к представителю власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ). 6 декабря Тверской суд Москвы приговорил Никиту Чирцова к году колонии общего режима. 13 апреля Мосгорсуд сократил срок до 11 месяцев, после чего он был отпущен на свободу с учетом нахождения в СИЗО
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Егор Лесных (справа), 35 лет, самозанятый, организатор благотворительных акций, зоозащитник
Максим Мартинцов (в центре), 26 лет, инженер-лаборант в строительной компании
14 октября были задержаны после обыска и оставлены под стражей до 14 декабря. Им было предъявлено обвинение в применении насилия группой лиц по отношению к представителю власти (ст. 318 УК РФ). По версии следствия, они повалили росгвардейца на землю. 6 декабря Мещанский райсуд приговорил Лесных к 3 годам колонии, а Мартинцова к 2,5 годам
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Александр Мыльников, 32 года, менеджер
15 октября был задержан после обыска, оставлен под домашним арестом до 15 декабря. Вместе с Лесных и Мартинцовым ему было предъявлено обвинение в применении насилия группой лиц по отношению к представителю власти (ст. 318 УК РФ). По версии следствия, они повалили росгвардейца на землю. 6 декабря Мещанский районный суд приговорил Александра Мыльникова к 2 годам условно
Фото: Коммерсантъ / Максим Поляков
Эдуард Малышевский, 47 лет, ремонтник, имеет 4 погашенные судимости
Задержан 27 июля. 29 июля отправлен под административный арест на 14 суток. Повторно задержан 30 августа по обвинению в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, к представителям власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) и отправлен в СИЗО. 9 декабря Тверской районный суд Москвы приговорил Эдуарда Малышевского к 3 годам колонии
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
Сергей Суровцев, 30 лет, IT-специалист
Задержан 28 ноября по обвинению в применении насилия к представителю власти. По версии следствия, ударил сотрудника Росгвардии секцией металлического ограждения. 24 декабря Мещанский суд приговорил Суровцева к 2,5 годам колонии общего режима
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Самариддин Раджабов, 21 год, рэпер
Задержан 27 июля. 1 августа следствие предъявило ему обвинение в применении насилия к представителям власти. По версии следствия, мужчина бросил пластиковую бутылку с жидкостью в спину росгвардейца. 27 ноября Тверской суд вернул дело Раджабова обратно в прокуратуру для уточнения деталей. Новое обвинение было предъявлено 30 ноября. 24 декабря Мещанский суд признал его виновным и назначил штраф 100 тыс. руб., но освободил от наказания с учетом срока под стражей
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков
Андрей Баршай, 21 год, студент МАИ, один из подписантов открытого письма студентов вузов за освобождение задержанных и осужденных по «московскому делу»
Первый раз задержан 10 августа, оштрафован на 15 тыс. руб. по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ 15 августа. 14 октября был задержан повторно после обыска и 16 октября заключен под стражу Басманным районным судом до 14 декабря. Обвиняется по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). По версии следствия, с силой толкнул росгвардейца. Вину не признал. 25 ноября направлен на стационарную психиатрическую экспертизу. 18 февраля 2020 года приговорен Мещанским районным судом Москвы к трем годам условно
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов