Протестующим вводят больше ограничений
Татарстан после решения Конституционного суда РФ ужесточает закон о митингах
Татарстан после решения Конституционного суда (КС) РФ о недопустимости запретов митингов возле зданий госорганов, вводит дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий. Согласно законопроекту правительства, теперь акции нельзя будет проводить в том числе у спортивных, социальных и культурных объектов, на стоянках транспорта и даже в местах «отдыха несовершеннолетних и инвалидов». Ожидается, что документ будет рассмотрен уже сегодня. Оппозиция и правозащитники заявляют, что власти, формально исполняя решение КС, «урезают права граждан на мирные собрания».
Как стало известно “Ъ”, Кабинет министров Татарстана направил в Госсовет проект изменений республиканского закона «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в РТ». Документ вносится для исполнения решения КС, который признал неконституционными запреты субъектов на проведение акций рядом со зданиями госорганов.
Напомним, свое решение КС принял после жалоб жителей Республики Коми, которым отказали в проведении акций на центральной площади Сыктывкара. В качестве причин указывался региональный закон, запрещающий акции в 50 м от входа в здания органов власти и государственных учреждений. Суд признал эти ограничения неконституционными. КС обязал внести изменения в закон Коми о публичных мероприятиях и «в законы других субъектов РФ».
Сейчас в Татарстане запрещено проводить митинги, демонстрации и шествия в радиусе 50 м от прокуратуры, консульств, учреждений образования, здравоохранения и культовых сооружений, а также зданий, которые занимают органы государственной власти. Кроме того, акции запрещены в радиусе 200 м от аэропортов и железнодорожных, автобусных и речных вокзалов, ближе 500 м от объектов жизнеобеспечения и военных объектов.
Согласно предложенным изменениям, из татарстанского закона действительно исключается прежняя формулировка о запрете акций возле зданий, занимаемых государственными органами. Однако сам перечень мест, где собрания, шествия и демонстрации будут запрещены, значительно расширяется.
По новой редакции закона публичные акции будут запрещены не только возле объектов жизнеобеспечения, но и «на территориях, прилегающих» к «местам массового пребывания людей в целях обеспечения их антитеррористической защищенности», а также к «объектам метрополитена, связи, остановкам маршрутных транспортных средств». Кроме того, в перечне запретных мест появились территории физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, организации «социального обслуживания, культуры, отдыха детей и молодежи». Также собрания, шествия и демонстрации нельзя будет проводить «на территориях стоянок (парковок) транспортных средств» и «на территориях, предназначенных и приспособленных для отдыха несовершеннолетних и инвалидов».
В проекте поправок сказано, что власти при согласовании мероприятий будут оценивать «угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности», в том числе возможное нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения и создание помех для граждан либо транспортных средств. При согласовании будут учитываться «специфика конкретного публичного мероприятия, исходя из его целей и вида», а также предполагаемое количество участников, дата проведения и «иные обстоятельства».
Стоит отметить, что изначально власти планировали внести изменения в закон о митингах только в следующем году. В ноябре Комитет Госсовета по законности и правопорядку рекомендовал парламенту Татарстана включить в план законопроектной работы на 2020 год внесение изменений в региональный закон о митингах. Дозвониться до руководства комитета вчера не удалось. В пресс-службе парламента “Ъ” сообщили, что уже сегодня законопроект может быть рассмотрен депутатами.
Во фракции КПРФ, где ранее настаивали на смягчении закона о митингах, заявили, что выступят против проекта правительства. «У меня законопроект вызвал недоумение. Это не более как формальное исполнение постановления КС, а точнее, даже попытка показать, что постановление исполняется»,— заявил “Ъ” заместитель главы фракции коммунистов Артем Прокофьев. Он указал, что вместо ожидаемого смягчения закон стал жестче. Кроме того, по его словам, можно по-разному трактовать термин «прилегающие территории».
«Решение Конституционного суда использовалось, чтобы ввести больше ограничений»,— считает председатель татарстанского отделения «Яблока» Руслан Зинатуллин. «Власти только урезали права граждан на мирные собрания. При том явно учитывался опыт исполнения прежнего закона в Казани. Теперь у властей больше оснований запрещать публичные акции оппозиции»,— полагает политик
По мнению главы юридической службы «Апология протеста» Алексея Глухова, власти специально ввели запрет на проведение мероприятий на «территориях стоянок транспорта»: «У каждого министерства, госучреждения обязаны быть оборудованы стоянки, соответственно акции у госзданий будут по-прежнему запрещены. Это явно сделано, чтобы не разрешать акции на площади Свободы». Как считает правозащитник, под формулировки, предложенные правительством, «попадает что угодно». При этом господин Глухов указывает, что, приняв такие поправки, постановление КС Татарстан не исполнит, поскольку в перечне запретных мест остаются различные учреждения образования и здравоохранения, которые могут быть государственными. «Как только новый закон вступит в силу и появятся первые отказы в согласовании акций, у граждан будет право обратиться в КС, чтобы суд дал оценку новому республиканскому закону»,— заключает правозащитник.