Водители поедут по часам
В ПДД закрепили режим труда и отдыха при управлении автобусами и грузовиками
Согласно новым правилам дорожного движения, которые вступят в силу в начале года, водителям грузовиков и автобусов запретят находиться за рулем более девяти часов в сутки, каждые четыре с половиной часа нужно будет отдыхать. Суммарное время управления машиной в течение недели не должно превышать 56 часов. Штраф для водителей, нарушающих правила, составит 1,5–2 тыс. руб.
Премьер Дмитрий Медведев подписал поправки к правилам дорожного движения (постановление правительства от 20 декабря 2019 г. №1733), сообщается на сайте Белого дома. Впервые вводятся требования к режиму труда и отдыха водителей, управляющих грузовиками массой более 3,5 тонны и автобусами. За рулем можно находиться не более девяти часов в сутки. В качестве исключения, не чаще двух раз в рабочую неделю, можно ехать в течение 10 часов. Каждые четыре с половиной часа нужно делать 45-минутный перерыв (либо два перерыва — 15 и 30 минут).
Если на трассе нет места для стоянки и отдыха, то водитель имеет право находиться за рулем еще час сверх разрешенной нормы, при этом двигаться «с соблюдением необходимых мер предосторожности».
В течение недели суммарное время нахождения за рулем не должно превышать 56 часов, в течение двух недель — не более 90 часов. Отдых водителя должен быть непрерывным и составлять не менее 11 часов в сутки.
Поправки к ПДД связаны с новой редакцией закона «О безопасности дорожного движения», которая вступила в силу 1 ноября 2019 года: в ней прописана обязанность перевозчиков соблюдать «нормы времени управления». За нарушение правил водители могут быть оштрафованы на 1,5–2 тыс. руб., санкция прописана в ч. 3 ст. 11.23 КоАП.
Контролироваться правила будут с помощью тахографов: инспектор ГИБДД или Ространснадзора вправе остановить машину и проверить данные с прибора.
Устройства обязательны с 1 ноября 2019 года на всех автобусах и грузовиках (независимо от собственника). 15 октября Минтранс утвердил приказ №339 о порядке оснащения транспортных средств, принадлежащих физлицам, контрольным оборудованием. В нем заложена поэтапность: в частности, до 1 февраля 2020 года тахографами должны быть оснащены автобусы массой более 5 тонн с третьим (и ниже) экологическим классом, до 1 марта — старые грузовики массой более 12 тонн с неопределенным экологическим классом и т. д. Дольше всего, до 1 января 2022 года, смогут ездить без тахографов небольшие автобусы массой до 5 тонн, используемые многодетными семьями для перевозки детей.
Новые ПДД поэтапности не предусматривают, обязанность соблюдать режим работы и отдыха касается всех. Правила начнут действовать уже в январе, когда постановление вступит в силу.
Пока инструментального способа контроля не будет, инспекторы ГИБДД, возможно, смогут применять другие способы выявления нарушений, предполагает председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин, например опрос пассажиров автобусов.
«Соблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха является обязательным, независимо от наличия на грузовых автомобилях свыше 3,5 тонн и автобусах тахографа,— пояснили “Ъ” в пресс-службе Минтранса.— В случае необходимости должностное лицо, имеющее право рассматривать дело о правонарушениях по части 3 статьи 11.23 КоАП, может использовать любые фактические данные, в том числе свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения для привлечения к административной ответственности за нарушения установленных норм».
Координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко поправки к ПДД раскритиковал: «Новые правила возможно соблюдать только на европейской части России. Да и то — с оговорками».
«Вполне реальна ситуация, когда грузовик встает в пробку на МКАД на несколько часов. Режим труда и отдыха нарушается, стоянку найти негде, как быть? Или, например, выясняется, что на маршруте Москва—Питер несколько подряд стоянок для отдыха заполнены, встать негде, соблюсти правило невозможно. Что делать? Ведь все равно оштрафуют. В Германии полицейский в таких случаях по телефону получает подтверждение, что стоянка переполнена, у нас инспекторы едва ли будут этим заниматься»,— считает господин Войтко. На остальной территории России за Уралом новые ПДД соблюдать еще сложнее, отмечает он, там стоянок еще меньше. «Европейские правила у нас неприменимы. Надо было дать водителям самим выбирать, когда и где отдыхать, но в Минтрансе решили зачем-то объять необъятное»,— говорит эксперт.