Ель на выдумки хитра
Самые необычные елки мира
Ритуал украшения новогоднего дерева — это еще и повод продемонстрировать смелые творческие идеи и подлинный размах в их воплощении. Неудивительно, что каждый год в канун рождественских каникул в разных уголках планеты разворачивается настоящая битва титанов и появляются самые фантастические елки в духе «такого мир еще точно не видел». Напомним о новогодних сенсациях прошлых лет.
Сигнальные огни (Губбио, Италия)
Несмотря на то, что при создании этого символа итальянского города Губбио ни одно дерево не пострадало, в 1991 году в Книге рекордов Гиннесса появилась запись, что именно здесь находится самая большая в мире рождественская елка. Все дело в том, что уже более 30 лет, с 1981 года, в декабре на склоне местной горы Инджино появляется гигантская инсталляция в виде огромной зеленой ели, увенчанной звездой-кометой. Контур новогоднего дерева создан из 300 зеленых лампочек, а еще 400 разноцветных лампочек — это украшения, расположенные внутри. Дееспособность конструкции обеспечивают почти 7,5 км кабелей, а весь светящийся шедевр занимает площадь, на которой легко могли бы уместиться три футбольных поля. Подготовительные мероприятия обычно занимают не меньше трех месяцев. За это время группа волонтеров протягивает по периметру будущей ели кабели, вкручивает лампочки, устанавливает осветительные батареи и внимательно следит за тем, чтобы все это исправно функционировало. Ежегодно поглазеть на рождественское чудо приезжают сотни туристов, а зажигают огни по традиции известные артисты, политики и прочие знаменитости. Однажды это сделал даже папа Бенедикт XVI, торжественно нажавший заветную кнопку запуска со своего планшета в Ватикане.
Непростое украшение (Абу-Даби, ОАЭ)
Эта елка вряд ли вошла бы в анналы истории сама по себе. Но 12-метровому дереву посчастливилось в 2010 году украшать собой холл одного из самых дорогих отелей мира — Emirates Palace в Абу-Даби. Точнее, и холл, и елку украсил помпезный декор стоимостью $11 млн, таким образом, рождественская елочка из ОАЭ стала претендовать на звание самой дорогой в истории. Для ее новогоднего декора были использованы шары из серебра и золота, инкрустированные драгоценными камнями, а также россыпи бриллиантов, рубинов, изумрудов, сапфиров и жемчуга. Достойное место среди всего этого великолепия занимали и просто статусные вещи с солидным ценником — часы, браслеты и бусы от премиальных брендов. Как потом подсчитали любители точных цифр, всего средь ветвей мерцал и переливался всеми красками роскоши 181 драгоценный камень. Интересно, что сама ель стоила в 1100 раз меньше, чем ее респектабельное оформление. Ни одна из драгоценностей за время пребывания на елке не пострадала. Впрочем, почтенную публику, для которой, собственно, и затевалось феерическое зрелище, вряд ли можно было удивить подобными изысками. Очевидно, что в отеле, где в холле стоит автомат по продаже золотых слитков, а недельное проживание с включенной опцией пользования частным самолетом стоит порядка $1 млн, люди разбираются в дорогих игрушках.
Дождливое Рождество (Лондон, Великобритания)
Если в канун Рождества в лобби респектабельного лондонского отеля Claridge’s не зажигается оригинальная елка, созданная очередным люксовым брендом, что-то пошло не так. Лондонцы уже привыкли к этому ритуалу и искренне считают его неотъемлемым признаком приближения рождественских каникул. Свои творения здесь уже являли публике Джон Гальяно и Альбер Эльбаз, Доменико Дольче и Стефано Габбана. В 2015 году в холле Claridge’s была установлена удивительная ель из… зонтиков, которую придумал исполнительный и креативный директор Burberry Кристофер Бейли. Более 100 зонтов были выполнены из золотого и серебряного металла и собраны в оригинальную конструкцию, закручивающуюся по спирали. Елка была оборудована множеством светодиодов, зажигавшихся при приближении гостей, на движение также реагировали несколько секретных датчиков, спрятанные в зонтах. Автора новогоднего чуда, по его собственным словам, больше всего радовал именно этот интерактив, ведь скульптура словно оживала, когда кто-то проходил мимо. Свой замысел Бейли объяснял не только данью привязанности фирменному британскому климату, но и желанием подчеркнуть вклад легендарной марки, защищающей англичан от непогоды с 1856 года благодаря тренчам Burberry. Компанию елке из зонтиков составил портье в форме Burberry. Интересно, что бренд уже много лет сотрудничает с отелем, предоставляя постояльцам номеров класса люкс свои тренчи.
С пожеланием богатства (Токио, Япония)
Ювелир из Токио Гинза Танака ежегодно радует своих покупателей (а заодно и туристов) тематическими драгоценными творениями по случаю Рождества и Нового года. Так, в 2007 году он сделал 20-килограммового Санта-Клауса из чистого золота, а через год создал из того же благородного металла ель, оцененную более чем в $1,5 млн. Также мастер изготовил в золоте 40-килограммовую елку-карусель с героями из диснеевских фильмов. А в 2016 году в фирменном магазине Ginza Tanaka появилась золотая конструкция в виде рождественского дерева весом 19 кг. Узнаваемую форму елки дизайнеры бренда создали за счет пяти шестиугольников разного размера, расположенных друг над другом на драгоценной оси. В роли гирлянд выступили тончайшие золотые проволоки, свободно протянутые между ярусами, подобно струнам арфы. Если растянуть их на ровной поверхности, то золотая нить покрыла бы расстояние 1,2 км! Между гирляндами скромно притаились крошечные изящные звездочки, вручную изготовленные мастерами ювелирного дома. Эту грандиозную работу Гинза Танака посвятил не только праздникам, но и очередной годовщине собственной компании, а приобрести выдающееся рождественское деревце из золота мог любой желающий по цене $1,8 млн.
Коробочка с намеком (Милан, Италия)
Статус мировой столицы моды и шопинга обязывает Милан держать марку и при оформлении города в рождественские праздники. Неудивительно, что над созданием новогодних витрин зачастую трудятся именитые дизайнеры, а в местных отелях холл украшают елки, наряженные лучшими креативными умами модных домов. В 2010 году на Пьяцца дель Дуомо была установлена роскошная ель от ювелирной компании Tiffany & Co. На главную площадь 48-метровое дерево прибыло прямиком из Альп. Справедливости ради надо сказать, что ничего эксцентричного украшения этой елки, оцененной в $350 тыс., собой не представляли — классические игрушки в виде бантиков, подарочных коробок и тысячи лампочек с низким потреблением энергии. Творческий замысел выразился в том, что ель установили на оригинальном постаменте: он был выполнен в форме фирменной коробочки от Tiffany узнаваемого во всем мире нежно-бирюзового цвета. В непосредственной близости от елки находился и сам ювелирный магазин, часть прибыли от продаж которого пошла на благотворительные цели. Между тем, несмотря на вполне благородные помыслы компании, католическая церковь сочла такое сочетание Рождества и коммерции предосудительным. С тех пор стал действовать негласный запрет на установку на площади «брендированных» елок.
Кто зажигает звезды (Нью-Йорк, США)
История главной новогодней ели Нью-Йорка, устанавливаемой с 1931 года возле Рокфеллер-центра, началась с милой местной традиции. Группа рабочих, трудившихся над возведением великого небоскреба, решила установить и нарядить небольшую елочку. За годы елка, появлявшаяся едва ли не во всех голливудских фильмах про Рождество, подросла до внушительных размеров, стала главным праздничным символом Большого Яблока и заслужила право быть увенчанной уникальной звездой, украшенной 25 тыс. кристаллов от Swarovski. Известно, что вес конструкции, состоящей из 720 светодиодных лампочек, 44 электросхем и 900 м проводов, составляет 250 кг. А вот стоимость рождественской звезды не разглашается.
Вообще, бренд Swarovski участвовал в украшении многих выдающихся елок, в свое время зажигавшихся в разных местах планеты. Например, в 2016 году на знаменитой торговой улице Orchard Road в Сингапуре была возведена уникальная конструкция, которую можно было осмотреть во всем блеске не только снаружи, но и изнутри. Интересным стал проект компании по случаю 100-летнего юбилея знаменитого купольного холла в парижской Galeries Lafayette в 2013 году. Swarovski установила под куполом 21-метровую елку, получившую название The Christmas Century Tree, и декорировала ее 600 тыс. лампочек и 120 орнаментами в виде граненых бриллиантов, а также 5 тыс. кристаллов Swarovski, которые были вплетены в сеть у основания елки. На тот момент эта ель стала не только самой большой в Париже, но и крупнейшим объектом, когда-либо созданным брендом в Европе.
Все кувырком (Париж, Франция)
Вообще говоря, перед дизайнерами и администрацией Galeries Lafayette каждый год встает непростая задача — порадовать парижан и гостей столицы роскошной рождественской елью, причем создать нечто такое, чего мир еще не видел. Плагиат и повторения в случае с главной новогодней елкой Парижа недопустимы. Неизменно лишь одно — дерево всегда располагается в фойе под огромным стеклянным куполом, возведенным в начале XX века в лучших традициях ар-нуво. Пожалуй, самой эпатажной за все время существования традиции получилась перевернутая елка, радовавшая посетителей в рамках неожиданной концепции «чудовищно веселого Рождества» в 2014 году. 25-метровая конусообразная конструкция буквально уходила корнями в купол, образуя единую композицию с прекрасными витражами. На ее ветвях ежечасно разыгрывалось светомузыкальное представление с участием забавных монстров. Симпатичные лохматые чудовища резвились в витринах главного шопинг-центра Парижа, а также разыгрывали мини-спектакли на этажах универмага, бегали среди покупателей, дурачились, играли в прятки, всячески воодушевляя посетителей разделить праздничное настроение.
Горизонталь (Москва, Россия)
В 2016 году москвичей удивил смелый новогодний эксперимент, придуманный креативной командой столичного парка Горького. В канун 2016 года у входа в парк уже появлялась елка в виде парашютной вышки, а годом ранее — елка-мороженое в форме гигантского перевернутого вафельного рожка. Однако елка, появившаяся в преддверии 2017 года, побила все рекорды непредсказуемости. Измерять это новогоднее дерево надо было не в высоту, а… в длину. Все дело в том, что елка у входа не стояла, а фактически лежала, но только не на земле, а в воздухе, словно пронзив колонны центрального входа. Единственным украшением 30-метрового арт-объекта стала 300-метровая гирлянда из лампочек — видимо, дизайнеры решили, что подобный лаконизм уравновешивает неординарность самой идеи. А идея в общем-то заключалась в том, чтобы посмотреть на привычные вещи, в том числе на любимый город, под новым углом. Впрочем, восторг от увиденного испытали далеко не все. Многие пользователи соцсетей решили, что горизонтальная елка — то ли издевательство над праздником, то ли откровенная глупость. Зато противоположный лагерь оценил нестандартность подхода и активно поддержал флешмоб #поверниголову, в рамках которого люди загружали на своих страничках фотографии, перевернутые на 90 градусов, демонстрируя гибкость мышления.