Есть такая хартия

Россию будут защищать в CAS швейцарские юристы

Российская сторона практически формализовала обращение в Спортивный арбитражный суд (CAS) по поводу санкций, наложенных на отечественный спорт Всемирным антидопинговым агентством (WADA). Иск будет подан от имени Российского антидопингового агентства (РУСАДА), а третьими лицами, которые считают, что WADA нанесло им ущерб, в процессе выступят Олимпийский комитет России (ОКР) и Паралимпийский комитет России (ПКР), настаивающие на том, что наказания нарушают положения Олимпийской хартии. Защищать интересы российской стороны будут швейцарские юридические компании, а президент ОКР Станислав Поздняков не исключает варианта, при котором рассмотрение иска затянется. Такой сценарий позволил бы сборной России в любом случае отправиться на Олимпиаду в Токио не в нейтральном, а в полноценном статусе.

Президент ОКР Станислав Поздняков

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Во вторник состоялась окончательная формализация позиции по поводу действий России в связи с ситуацией, которая возникла после вынесения 9 декабря Всемирным антидопинговом агентством вердикта о применении к ней суровых санкций и официального ответа на него Наблюдательного совета Российского антидопингового агентства. Основными составляющими пакета санкций, наложенных из-за обнаруженных WADA многочисленных «несоответствий» в базе данных Московской антидопинговой лаборатории, приравненных структурой к манипуляциям, стали запрет для российской сборной на выступления под своим флагом на крупнейших соревнованиях в ближайшие четыре года (на этот отрезок приходятся две Олимпиады — летняя в Токио в 2020 году и зимняя в Пекине в 2022 году, а также чемпионат мира по футболу в Катаре в 2022-м) и лишение страны права принимать и претендовать на значимые международные состязания. Состязаний, оказавшихся под угрозой, должно пройти в это четырехлетие сразу несколько, в их числе чемпионаты мира по хоккею и волейболу, Универсиада, а также другие заметные события. Кроме того, санкции предполагают, что российским спортсменам, желающим участвовать в Олимпийских играх в нейтральном статусе, придется проходить жесткие фильтры. Из-за них состав сборной может быть сильно урезан (см. “Ъ” от 10 декабря). Несогласие с санкциями, продекларированное на прошлой неделе Наблюдательным советом РУСАДА, означало, что российская сторона намерена обжаловать вердикт WADA в CAS — высшей спортивной арбитражной инстанции.

Во вторник обжалованию было посвящено два заседания. Окончательно закрепило решение Наблюдательного совета РУСАДА общее собрание членов агентства. Но с практической точки зрения более важным было завершившееся незадолго до него заседание исполкома Олимпийского комитета России.

Его итоги нельзя было охарактеризовать как неожиданные. Члены исполкома единогласно выразили солидарность с позицией Наблюдательного совета РУСАДА. Кроме того, как и предполагалось, ОКР принял решение участвовать в процессе, в котором формально основным истцом может являться только РУСАДА, в качестве третьего — «заинтересованного» — лица, полагающего, что ему нанесли ущерб. А его президент Станислав Поздняков подтвердил, что именно ОКР «выбрал юридическую компанию и адвокатов», которые будут защищать российские интересы. Таким же образом поступил и Паралимпийский комитет России, также принявший роль «заинтересованной» стороны в будущем процессе. В его заявлении сказано, что «решение исполкома WADA напрямую затрагивает права и интересы» ПКР и его представителей.

Каких турниров может лишиться Россия

Смотреть

Станислав Поздняков рассказал, что защищать российские интересы в CAS, базирующемся в Лозанне, будут швейцарские юристы: Клод Романи будет представлять ОКР, а компания Schellenberg Wittmer — РУСАДА. Выбор абсолютно понятный.

Фирма Libra Law, в которой у Клода Романи статус партнера, очень активно участвует в спорах, касающихся спортивной отрасли, в том числе разбирательствах в CAS. Только в 2019 году в ее портфолио десять таких кейсов. А десять лет назад Libra Law сотрудничала с Россией. Она пыталась оспорить допинговые дисквалификации биатлонисток Альбины Ахатовой и Екатерины Юрьевой, но успеха не добилась.

Schellenberg Wittmer вообще сумела добиться в России относительно широкой известности благодаря предыдущему витку допингового кризиса. В декабре 2017 года исполком Международного олимпийского комитета (МОК) дисквалифицировал ОКР за якобы имевшие место многочисленные нарушения допингового характера на Олимпиаде в Сочи в 2014 году и существование в России «институциональной допинг-системы», а также пожизненно отстранил от участия в Олимпийских играх целую группу российских спортсменов. 39 из них подали иски в CAS. Юридическую поддержку им оказывала как раз компания Schellenberg Wittmer. А результаты этого короткого процесса у российских спортивных функционеров и политиков по-прежнему принято подавать как грандиозную победу. CAS полностью оправдал 28 спортсменов, а еще 11 значительно смягчил наказание. Юристы Schellenberg Wittmer настаивали на том, что МОК наказал спортсменов, «несмотря на недостаток специфических улик против любого из них, и нарушил их фундаментальные процессуальные права». Обвинения в адрес атлетов и в самом деле базировались исключительно на свидетельствах бывшего директора московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова или на найденных комиссией МОК царапинах на контейнерах с пробами, «аномальных» показателях содержания соли в этих пробах и результатах исследований ДНК.

Впрочем, проигрыш в CAS не помешал МОК отказаться допустить оправданных атлетов на Олимпиаду. Такой шаг он объяснил тем, что, раз ОКР дисквалифицирован, приглашение россиян на Игры осуществляется фактически согласно доброй его воле.

На пресс-конференции после окончания исполкома Станислав Поздняков сказал про позицию швейцарских юристов, что «не готов ее озвучить». Впрочем, основной российский аргумент и так понятен. Господин Поздняков, подчеркивая, что к его организации у WADA нет никаких претензий, уже неоднократно говорил о нем, а во вторник повторил снова. Президент ОКР напомнил, что главным документом, регламентирующим права и обязанности участников олимпийского движения, является Олимпийская хартия.

«В данном документе написано, что Олимпиада — это игры среди спортсменов, а не среди стран. Команды формируют олимпийские комитеты»,— заявил президент ОКР.

По мнению Станислава Позднякова, из этого следует, что «не существует ни одного противоречия» для участия российских спортсменов в Олимпийских играх.

Между тем, возможно, самая интересная часть выступления Станислава Позднякова касалась вроде бы технической детали — вероятных сроков рассмотрения российского иска. Господин Поздняков рассказал, что ОКР «проинформировали» о том, что с момента назначения арбитров CAS до вынесения окончательного решения «будет приблизительно три месяца». Он заключил, что «существуют предпосылки», что процесс завершится «либо в прямой близости начала Олимпийских игр, либо даже за ее пределами». Станислав Поздняков, естественно, имел в виду ближайшую летнюю Олимпиаду в Токио: она открывается 24 июля 2020 года.

Любопытно, что на такой сценарий как на вполне реальный указывал 9 декабря глава Комитета по соответствию WADA Джонатан Тейлор. Он тоже предупреждал, что CAS может не успеть рассмотреть «российский вопрос» до старта Олимпиады в Токио. Такая задержка позволит сборной России точно поехать на нее в полноценном статусе. Однако если CAS затем не удовлетворит российский иск, то санкции WADA выйдут за границы четырехлетнего периода и охватят следующую летнюю Олимпиаду — в Париже в 2024 году.

Алексей Доспехов

Допинг в российском спорте

“Ъ” собрал допинговую историю спортсменов с 2000-го года

Читать далее

Вся лента