«Хорошие манеры тихи и приятны»
О том, зачем нужен этикет в современном обществе
Какие подарки не стоит преподносить бизнес-партнерам? Почему цветы уместнее дарить в коробках? Когда опоздание может быть тактичным? Об этих и других правилах этикета, а также с чего начать и где учиться хорошим манерам, рассказывает Анастасия Киреева.
— Большинство из нас считает себя воспитанными людьми и не собирается на прием к английской королеве. Поясните, пожалуйста, зачем в «обычной жизни» знать правила этикета?
— В том-то и дело, что многие пренебрегают правилами хорошего тона в повседневной жизни, считая, что этикет — это бремя королей. Но этикет не сводится только к реверансам и поцелуям руки. Этикет в повседневной жизни — это надобность встать, приветствуя кого-либо, подарить цветы в коробке, дабы избавить одариваемого от необходимости пристраивать их в вазу, это тактичное опоздание на 15 минут, когда вы приглашены в дом, и, наконец, это соблюсти дресс-код и одеться уместно событию, на которое пришли.
Деловой этикет — это язык, на котором говорит мировое бизнес-сообщество
— Как можно ответить сторонникам стереотипа «этикет — это старомодно и чопорно»?
— Старомодно и чопорно выглядит попытка оттопырить мизинец во время чаепития, что как раз никак не связано с этикетом. А хорошие манеры тихи и приятны всем окружающим, так как в их основе лежит уважение к собственной персоне и соблюдение комфорта окружающих вас людей.
— Что в первую очередь выдает не знающего этикета? Какие азы нужно постичь не откладывая?
— В первую очередь это либо смущение, либо, наоборот, нарочитая развязность манер. Человек, не знакомый с этикетом, будет без остановки говорить о себе, либо же и вовсе не сможет поддержать светскую беседу.
Начинать надо с азов светского этикета: искусства самопрезентации, правил знакомства и представления людей, ведения светской беседы и манер за столом, так как подавляющее большинство встреч мы проводим за трапезой.
— Какое значение сегодня имеет деловой этикет? И что под ним понимается?
— Деловой этикет — это язык, на котором говорит мировое бизнес-сообщество. Правила деловой переписки, совершения деловых телефонных звонков, алгоритм приема потенциальных партнеров и клиентов, культура дарения подарков и гардероб делового человека — это то, по чему будут оценивать вашу профессиональную и социальную компетентность и принимать решения о сотрудничестве. Бизнес делают люди с людьми, и важно преуспеть в этом виде взаимодействия, что достигается как раз за счет демонстрации знаков внимания и уважения.
— В преддверии праздников актуальна тема этикета и подарков: как не ошибиться с выбором партнерам, друзьям, родным?
— Беспроигрышный вариант — провести минимальное исследование на предмет хобби и интересов одариваемого, тогда станет очевидным, что вы не отдариваетесь, а подошли к этому вопросу серьезно. В преддверии новогодних праздников не будет считаться этикетным faux pas подарок в виде новогодних игрушек. В списке удачных подарков также числятся шоколад, хороший алкоголь, цветы. Если вы приглашены в дом, то вполне допустимо подарить джем собственного приготовления. Такие подарки, как парфюмированные изделия, сертификаты в спа, текстиль, вазы и статуэтки, — не лучший выбор, если только это не предназначается вашему близкому родственнику.
— Где учат этикету?
— Этикет возник и эволюционировал в Европе, естественно, лучшие школы находятся именно там. Швейцарский Institut Villa Pierrefeu — одна из старейших и знаменитейших школ по этикету и протоколу, пользуется популярностью и сейчас, особенно благодаря обучению этикету современных леди. Еще одна авторитетнейшая школа этикета в Европе — лондонская The English Manner, которую заканчивала и я. Основательница школы почти 40 лет работала при дворе Елизаветы II — кому, как не ей, известны все тонкости этикета и протокола.
— Расскажите немного о своих лекциях и курсах по этикету.
— В ноябре закончился курс по светскому и деловому этикету, впервые проведенный в Нижнем Новгороде с такой программой и в таком формате. Я постаралась дать гостям как можно больше информации, которую привезла из Лондона: светское позиционирование, дресс-коды, бизнес-этикет, столовый этикет и масса других вопросов, которые были весьма тепло восприняты аудиторией. Особый восторг у гостей курса вызвала английская чайная церемония Afternoon Tea и гала-ужин с мастер-классом по столовому этикету. Определенно, будет повтор курса, обязательно с дополнениями, в следующем году.
Справка
Анастасия Киреева —специалист по светскому и деловому этикету, к.э.н., выпускница школы этикета и протокола The English Manner, London
Анастасия Киреева, 8-969-600-14-69, Instagram @anastasia_etiquette, www.upclass.ru