Челябинский транспорт выходит из себя
Общественный транспорт остается одной из самых проблемных отраслей в городах Челябинской области. В региональном центре, где живет треть южноуральцев, большая часть рынка пассажирских перевозок принадлежит маршрутчикам, которые работают на автобусах малого класса, регулярно попадающих в ДТП. Муниципальный транспорт изношен и нуждается в модернизации. В этом году частично удалось снять напряженность покупкой 66 новых газомоторных низкопольных автобусов. В 2020 году региональные власти планируют кардиального поменять модель работы общественного транспорта в Челябинске, Копейске и Сосновском районе, создав там «единое транспортное пространство». По мнению экспертов, это правильный вектор, но прежде необходимо разработать транспортную стратегию агломерации.
В городах Челябинской области сфера общественного транспорта остается одной из самых проблемных. По данным сентябрьского исследования портала Domofond.ru, региональный центр оказался на 171-м месте в рейтинге 200 российских городов по качеству работы пассажирского транспорта и на последнем месте среди миллионников. При этом по сравнению с 2018 годом оценка Челябинска снизилась с 6,8 до 5,9 балла. Еще три южноуральских города также расположились во второй половине рейтинга: Магнитогорск на 133-м месте, Копейск — на 182-м, Златоуст — на 185-м. Выше всего качество работы общественного транспорта оценили жители Миасса — город занял 55-е место.
В региональном центре, где живет треть южноуральцев, отрасль находится в кризисе на протяжении многих лет. Сегодня как минимум две трети рынка заняты частными перевозчиками, которые используют автобусы малой или средней вместимости. Большое количество маршрутных такси перевозят пассажиров нелегально. Регулярно маршрутки попадают в дорожно-транспортные происшествия, в которых травмируются горожане. По данным городского челябинского управления ГИБДД, за 11 месяцев этого года произошло 113 аварий с участием автобусов (всех видов), в которых пострадали 192 человека. Муниципальных автобусов крайне мало (на линию выходит машин в два раза меньше минимальной потребности), большинство из них устарели и не отвечают современным требованиям. Электротранспорт со всей инфраструктурой также имеет высокую степень износа и нуждается в модернизации. Два муниципальных предприятия — «Челябинский автобусный транспорт» (ЧАТ) и «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ) проходят процедуру банкротства. Сейчас арбитражный суд области рассматривает несколько заявлений, в том числе от налоговых органов, о банкротстве правопреемника ЧАТ — ООО «Общественный городской транспорт» из-за долгов на общую сумму почти 112 млн руб.
Крайне низкий уровень развития отрасли в Челябинске констатировал и новый глава региона Алексей Текслер в апреле этого года, поручив руководству города разработать комплексный план развития общественного транспорта. Этот документ до сих пор не представлен. Однако руководство области заявило об особом внимании к вопросу развития общественного транспорта. Так, в этом году из бюджета Челябинской области выделили 760 млн руб. на закупку 66 низкопольных автобусов на газомоторном топливе. Большинство из них уже работают на городских маршрутах.
В конце ноября начальник управления транспорта Челябинска Максим Кичеев рассказал о первых результатах работы новых машин. Так, на маршруте №64, куда выпустили первые 24 автобуса, пассажиропоток увеличился на 15% по сравнению с августом. Чиновники ожидают, что доходность 64-го маршрута еще вырастет, когда городское управление ГИБДД начнет контролировать соблюдение правил на выделенных полосах, организованных в этом году в качестве эксперимента на участке улиц Северо-Крымской, Труда и Энгельса. В 2020 году также планируется организовать приоритетный проезд для автобусов и троллейбусов на наиболее загруженных перекрестках (проспект Победы —Молодогвардейцев, Чичерина — 250 лет Челябинску). По данным Максима Кичеева, в 2020 году планируется приобрести еще 100–150 газомоторных автобусов.
Помимо этого, городские власти отчитались об успехах в борьбе с нелегальными маршрутками. По данным Максима Кичеева, в этом году удалось убрать более 350 автобусов малого класса, работавших незаконно. «Практически одна треть всех пассажиров уходила нелегалам — это значит, что средства недополучили ни легальные перевозчики (всего их 32.— “Ъ-ИТОГИ”), ни бюджет города. Сейчас практически все нелегальные маршруты в городе прекратили свое существование. Но работа по контролю продолжается, потому что есть те, кто переквалифицировался и ездит, маскируясь под легальные маршруты»,— рассказал господин Кичеев. По его словам, легальные перевозчики должны будут перейти с автобусов малого класса на средние.
В 2020 году в сфере общественного пассажирского транспорта Челябинска, а также Копейска и Сосновского района ожидаются кардинальные изменения, в результате которых местные власти лишатся полномочий по решению этих вопросов. В конце ноября первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Филиппов сообщил о создании единого транспортного пространства на территории челябинской агломерации.
«Глава региона поставил задачу — продумать, как сделать так, чтобы транспорт стал удобен и доступен не только для жителей Челябинска. В Сосновском районе появилось очень много поселков, которые находятся в зоне 5 км от Челябинска, их жители пользуются услугами межмуниципального транспорта. Точно такая же ситуация в Копейске, с которым мы имеем большую маятниковую миграцию утром и вечером. Опять же это межмуниципальные маршруты, пересадки и дополнительные деньги. Задача — сделать так, чтобы житель Большого Челябинска не заметил разницу, что живет не в городе. Это принцип метро. Например, житель поселка Бажова садится на один маршрут, доезжает до центра Копейска и бесплатно пересаживается на другой, в Челябинске опять бесплатно пересаживается и доезжает до места, которое ему нужно. Это так называемое единое транспортное пространство с единым проездным билетом»,— рассказал господин Филиппов. По его словам, организацией работы общественного транспорта в трех муниципалитетах будут заниматься власти региона. Планируется создание областного государственного казенного учреждения, которое будет аккумулировать все средства, собранные с пассажиров. Непосредственно перевозчики, выбранные с помощью конкурсных процедур, будут получать деньги за рейсы, а не за количество перевезенных пассажиров. Автобусы будут оснащены ГЛОНАСС и специальными платежными терминалами.
Для создания новой системы разработан проект регионального закона о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами власти субъекта РФ. В миндортрансе сообщили, что 5 декабря он был передан на рассмотрение в законодательное собрание Челябинской области. Ожидается, что он будет принят сразу в трех чтениях и вступит в силу с 1 января 2020 года. По словам Александра Филиппова, следующий год будет переходным. Для начала власти планируют заказать научно-исследовательскую работу (по предварительным подсчетам, ее стоимость составит 90 млн руб.), чтобы определить пассажиропоток в рамках всей агломерации и необходимый подвижной состав. Чиновник подчеркнул, что автобусы малого класса останутся только на «периферии». На электротранспорт региональные власти планируют привлечь концессионера. В полном объеме новая система должна заработать с 1 января 2021 года. По словам Александра Филиппова, если модель хорошо себя зарекомендует, то будет распространена на другие территории, например на Магнитогорск с окрестными муниципальными районами.
Директор консалтинговой компании «Кэмп» Яков Гуревич считает, что деградация общественного транспорта в Челябинске продолжается и действия региональных властей ее не остановят. «Единое пространство должно быть, оно обязано быть, но это не средство решения существующих проблем. Для этого не надо ликвидировать транспортную администрацию в муниципалитетах. Ничто не мешает Челябинску, Копейску и Сосновскому району спокойно договариваться. От передачи полномочий ничего не изменится. Необходимо делать транспортную стратегию города и агломерации, это первый шаг, пока ее нет, никаких реальных результатов не будет»,— говорит господин Гуревич.
Эксперт в области организации общественного транспорта, член общественной палаты Челябинска Дмитрий Чудиновских считает, что создание единого транспортного пространства — это «правильный вектор», однако есть ряд проблем. «Все же речь идет не только о создании нового предприятия, а о том, что мы очень сильно трансформируем рынок. И как раз процесс трансформации, сама процедура перехода не доопределена, нет ясности, нет договоренности, что будет происходить. Сейчас, когда обсуждается вся эта проблематика с передачей функции на региональный уровень, мы упускаем конкретику, связанную с тем, как нам саму систему сделать более эффективной, как нам сформировать те самые высокопроводные маршруты, которые будут работать с хорошим уровнем доходности, может быть даже с рентабельностью. Сейчас все-таки уклон получается в сторону решения вопросов юридического и финансового характера. Отсутствие конкуренции за пассажиров — это правильный вектор, весь цивилизованный мир по таким правилам и живет. Но сам процесс перехода непростой, вся эта проблематика требует глубокого погружения»,— говорит эксперт. По его словам, важно, чтобы изменения происходили постепенно и поэтапно, при этом, для того, чтобы заработала агломерационная модель, необходимо сначала решить проблемы, накопленные в Челябинске.