Пулково вдохнуло воздух свободы
Правительство либерализовало авиасообщение для аэропорта
Как и предполагал “Ъ”, власти Петербурга и управляющая компания Пулково добились от правительства РФ предоставления аэропорту права на седьмую степень свободы воздуха с 1 января 2020 года. Полетами уже заинтересовались шесть лоукостеров из Европы. Всего в перспективную маршрутную сеть вошла 21 страна, еще в девять стран можно будет летать с ограничениями. В итоговый список не вошли Греция, Хорватия и Израиль. Аналитики отмечают, что многое зависит от того, как туриндустрия Петербурга справится с возрастающим потоком путешественников.
Авиасообщение с Петербургом либерализуют на пять лет, сообщил вчера Минтранс РФ. Предварительно заинтересованность в открытии маршрутов выразили Wizz Air (см. “Ъ” от 23.10.2019), Ryanair, EasyJet, Volotea, Air Baltic и Fly One. Они могут летать из 22 стран перечня уже в 2020 году. В ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) — операторе Пулково — сообщили, что сформируют полетную программу в первой половине 2020 года, после того как авиавласти РФ согласуют заявки от перевозчиков. Собеседник “Ъ” отмечает, что первые изменения в сетке появятся в летнем расписании 2020 года, а финансовый эффект для аэропорта проявится в 2021 году.
В 2018 году аэропорт Пулково обслужил 18,1 млн пассажиров. К середине декабря 2019 года он принял уже 19 млн пассажиров. Доли в ВВСС через кипрскую Thalita Trading Limited принадлежат «ВТБ Капитал» (25,01%), немецкой Fraport AG (25%), катарской Qatar Investment Authority (24,99%) и РФПИ с пулом иностранных инвесторов (25%).
Еще одна мера поддержки оператора аэропорта и туризма — введение режима электронных виз, доступного для оформления в 53 государствах и начавшего действовать в Петербурге и Ленобласти с 1 октября 2019 года. Благодаря статусу открытого неба и сопутствующих ему мер Пулково рассчитывает увеличить пассажиропоток на 75%, до 35 млн человек, к 2025 году.
В изначальный перечень направлений, который подавал аэропорт, входили 33 страны (см. “Ъ” от 25.09.2019), однако в итоговый список не вошли Греция, Хорватия и Израиль. Без ограничений можно будет летать в Бельгию, Данию, Ирландию, Исландию, Латвию, Литву, Люксембург, Македонию, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Финляндию, Швейцарию, Швецию, Эстонию, а также на Мальту. Как и сообщал ранее “Ъ”, условия по остальным направлениям учитывают полеты во вторые аэропорты городов и другие населенные пункты, помимо столицы, или другие ограничения. Так, например, в Австрию разрешено летать во все города, кроме Вены, в Болгарию — только в Софию, в Великобританию — исключая Лондон, в Германию — кроме Берлина, Дюссельдорфа, Гамбурга и Мюнхена, в Испанию — кроме Барселоны и Малаги, в Италию — кроме Рима и Милана, на Кипр — кроме Ларнаки и Пафоса (в третий аэропорт «Эрджан» выполняют рейсы Turkish Airlines и Pegasus Airlines), во Францию — кроме Парижа и Ниццы, в Чехию — за исключением Праги.
Ограничения могут быть направлены на защиту интересов авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), базового перевозчика аэропорта Пулково, который летает по ряду перечисленных направлений. Резко негативно отнеслись к инициативе и другие российские авиакомпании: они опасаются потерять часть доходов и пассажиропотока. Либерализация авиасообщения может ускорить окупаемость инвестиций в введенный в конце 2013 года новый терминал Пулково, построенный в рамках государственно-частного партнерства за €1,2 млрд. Собеседники “Ъ” в авиаотрасли напоминают, что ВВСС готовится ко второй очереди инвестиций в аэропортовую инфраструктуру, которые глава банка ВТБ Андрей Костин оценивал в €400 млн.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не исключает сокращения полетных программ российских перевозчиков на европейских направлениях на фоне усиления конкуренции в Пулково с другими авиакомпаниями. Однако группа «Аэрофлот» старается держать свои позиции в петербургской воздушной гавани, говорит он. Илья Шатилин, главный редактор FrequentFlyers.ru, связывает отсутствие Греции и Хорватии в списке стран с отстаиванием интересов чартерных перевозчиков. Кроме того, это традиционные и доходные направления выездного туризма из России, на которых представлены российские перевозчики, отмечает господин Пантелеев. Он считает, что для оценки эффектов необходимо посмотреть, как туриндустрия Петербурга справится с возрастающим потоком путешественников. В конце концов, отзывы туристов — основной фактор популярности того или иного направления.
Полную версию читайте на https://www.kommersant.ru/doc/4206650