Водители поработают на еду
Проект по установке вендинговых автоматов в такси Togobox нашел инвестора
Компания «Мобильный продукт», предлагающая установку в такси вендинговых автоматов, нашла инвесторов. Одним из них стал Артем Козовой — сын экс-совладельца угольной компании «Распадская» Геннадия Козового. Водители заинтересованы в дополнительном доходе, но пассажиры пока не привыкли к таким покупкам, считают эксперты.
Совладельцем компании «Мобильный продукт» (бренд Togobox) стал Артем Козовой — сын бывшего совладельца и главы угольной компании «Распадская» Геннадия Козового (105-й в списке российского Forbes с состоянием $950 млн), следует из данных Kartoteka.ru. Компания занимается установкой вендинговых автоматов в такси. Общие инвестиции в проект составили 34 млн руб., в течение года сумму планируется довести до 73 млн руб., уточнил основатель Togobox Евгений Кокотюха.
По данным Kartoteka.ru, Артем Козовой получил 32% в ООО «Мобильный продукт», его партнеры по другим бизнесам Евгений Беляевский и Алексей Матющенко — по 17%, остальные 34% остались у господина Кокотюхи. Артем Козовой владеет долями в ряде других бизнесов, в том числе, по данным Центробанка на апрель 2018 года, ему принадлежало 9% акций банка «Гарант-Инвест» (входит во вторую сотню крупнейших банков). Господин Козовой не ответил на вопросы “Ъ” по электронной почте.
Автоматы Togobox уже установлены в 247 такси в Москве и 112 — в Петербурге, говорит Евгений Кокотюха. В них доступно более 20 наименований продуктов, например, батончики, жвачка и вода, которые можно приобрести с помощью смартфона через QR-код. По словам господина Кокотюхи, с каждой покупки водитель зарабатывает 20% от стоимости. Компания сотрудничает в том числе с Mars и PepsiCo, утверждают в Togobox.
Представитель Mars подтвердил факт партнерства. В PepsiCo сообщили, что тестируют различные каналы продаж, но пока готовы рассказать только о партнерстве с проектом RideBar.
О запуске мини-баров в такси в партнерстве с RideBar, Mars и PepsiCo летом объявил агрегатор «Ситимобил». Мини-бары «получили положительный отклик как среди пассажиров, так и среди водителей», сообщил директор по связям с общественностью «Ситимобила» Георгий Лобушкин. Сейчас в Москве, по его словам, более ста автомобилей сервиса оборудованы такими автоматами, «Ситимобил» прорабатывает варианты масштабирования проекта.
Вендинговые автоматы в такси развиваются и за рубежом. Так, американский стартап Cargo, работающий в партнерстве с Uber, привлек, по данным Crunchbase, $29,4 млн. Похожий стартап под названием Grabox в начале 2019 года запустился в Австралии.
Проекты в этой сфере интересны, потенциал есть везде, где есть массовый контакт с потребителем, а клиенты такси платежеспособны, рассуждает управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital Александр Чачава. При этом перед водителями остро стоит проблема получения дополнительного дохода, а компании в сфере потребительских товаров ищут новые направления для роста, которого «практически нет» в офлайне, добавляет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Более удобной и эффективно тиражируемой, по мнению эксперта, будет модель партнерства с агрегатором, когда приобрести продукты можно через его приложение. «Есть также ощущение, что Mail.ru Group и "Яндекс", у которых есть опыт и инфраструктура в связанных с едой проектах, могут впоследствии перехватить эту историю»,— отмечает господин Бурмистров.
Успешность идеи можно будет оценить через полгода-год после запуска, но пока идея не выглядит очень жизнеспособной, считает консультант Jos De Vries The Retail Company Ирина Болотова. По ее мнению, люди не привыкли к такому виду покупок, а такси используют для решения другой задачи, таким образом, получается «сервис на сервисе», и клиенты могут перестать реагировать на дополнительные предложения.