Москвичи заметили Мосгордуму

Как выборы столичного парламента стали самой громкой избирательной кампанией года

Мосгордума, где 20 из 45 мест занимают депутаты оппозиционных фракций, стала результатом кампании, которая сопровождалась митингами, столкновениями с полицией и уголовными делами. Еще за месяц до ее начала трудно было предположить, что выборы столичного парламента, в сущности ничего не решающего, привлекут хоть чье-то внимание.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В новом созыве Мосгордумы (МГД) оппозиция получила 20 из 45 мандатов. Фракция «Единой России» состоит из 19 депутатов, для простого большинства ей необходима поддержка лояльного по отношению к мэрии блока «Моя Москва». Для сравнения: в пятом созыве МГД оппозицию представляли лишь три коммуниста против 32 единороссов (тогда в парламенте было еще 35 депутатов). В шестом созыве, когда срок полномочий думы продлили до пяти лет, а депутатов стало 45, оппозиция получила семь мандатов, в том числе пять — КПРФ и по одному — «Родина» и ЛДПР.

В сегодняшней Мосгордуме 13 коммунистов, четыре депутата «Яблока» сформировали вторую по численности оппозиционную фракцию, и еще три места у «Справедливой России».

Все началось в середине июля, когда первые отказы в регистрации на выборы от окружных избиркомов начали получать оппозиционеры Дмитрий и Геннадий Гудковы, муниципальные депутаты Илья Яшин, Юлия Галямина, Елена Русакова, сторонники Алексея Навального Любовь Соболь, Иван Жданов, Константин Янкаускас и другие. Все они баллотировались как самовыдвиженцы.

Первая несогласованная акция прошла еще до первых отказов, 14 июля: на встречу кандидатов с избирателями в Новопушкинском сквере пришло около 1 тыс. человек. Встреча переросла в шествие: сначала до здания мэрии на Тверской, оттуда — до Мосгоризбиркома. Вечером того же дня участники акции попытались поставить палатки у Мосгоризбиркома, после чего собравшихся мгновенно разогнал ОМОН. Акция дала старт неделе встреч на Трубной площади, которые формально проходили как встречи избирателей с кандидатами, еще не получившими отказ в регистрации. Адрес выбрали по месту расположения офиса по сбору подписей, открытого сторонниками Алексея Навального для помощи внесистемным самовыдвиженцам. Когда 20 июля на проспекте Сахарова собрались около 20 тыс. человек на санкционированный митинг «За допуск на выборы», избиркомы уже отказали 57 кандидатам, в том числе 39 самовыдвиженцам, в большинстве случаев отказ мотивировался браком в собранных подписях.

За разрешенным последовали несанкционированные митинг и шествие 27 июля, которые запомнились агрессивными действиями силовиков и рекордным количеством задержаний — 1373 человека. За три дня суды отправили под административный арест 61 человека, в том числе часть незарегистрированных кандидатов. В ответ в интернете развернулась кампания по деанонимизации силовиков, участвовавших в разгоне протестующих. Блогер Владислав Синица даже призвал к насильственным действиям в отношении их детей и позднее получил пять лет лишения свободы за этот пост. Вторая крупная несанкционированная акция протеста под названием «Прогулки по бульварам» состоялась 3 августа, по данным МВД, ее посетили 1,5 тыс. человек, 600 из которых были задержаны; «ОВД-Инфо» сообщил о 1001 задержанном. 10 августа прошел еще один разрешенный митинг на Сахарова, после которого часть протестующих отправилась на несанкционированную прогулку, во время которой снова произошли задержания. После акции 27 июля в отношении 13 человек были возбуждены уголовные дела об участии в массовых беспорядках. Позже часть дел прекратили, а другие переквалифицировали в дела о применении насилия к силовикам и призывах к экстремизму. Всего, включая господина Синицу, фигурантами уголовных дел в связи с протестами стал 31 человек, осуждены на сегодняшний день 18 человек, из которых 11 человек — к реальным срокам.

Фотогалерея

Арестованные по делу о массовых беспорядках 27 июля

Смотреть

Тем временем городские власти старались отвлечь горожан спонтанными развлекательными мероприятиями, например фестивалями «Бургерфест» (27–28 июля) и «Шашлык Live» (3–4 августа) в парке Горького. Позднее «Открытые медиа» посчитали, что на их организацию потратили 13 млн руб. Городские власти заявляли, что посетителей в парке было в десятки раз больше, чем участников на митингах и «прогулках», но общий имиджевый баланс складывался не в пользу мэрии, особенно с учетом шуток о созвучии названий гастрофестивалей с действиями полицейских при разгоне несанкционированных акций. Собственно, за медпомощью, впрочем, обратились лишь несколько человек.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила позже, что незарегистрированным кандидатам стоило сосредоточиться на обжаловании отказов, а не на призывах к митингам. Впрочем, отстоять право на участие пытались все получившие отказ независимые кандидаты, в том числе через апелляции в суде и Центризбиркоме. Успеха добился один Сергей Митрохин, которого после двух отказов окружной избирательной комиссии постановил зарегистрировать Мосгорсуд. Ни в одном случае не удалось доказать намеренные фальсификации со стороны комиссий, и даже руководство ОИК 43-го округа, где в итоге победил господин Митрохин, не подверглось никаким взысканиям, после того как на нарушения фактически указал Мосгорсуд. К слову, именно в 43-м округе оказалось больше всего отказов в регистрации, а скандалы там начались еще до отказа в регистрации Любови Соболь, когда взяла самоотвод учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. Госпожа Федермессер столкнулась с публичными обвинениями в выдвижении в интересах городских властей и заявила, что не готова «к такому объему лжи и грязи в свой адрес». В итоге мэр Москвы Сергей Собянин голосовал в округе, в котором господин Митрохин победил оппонентов из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

После подведения итогов голосования сторонники Алексея Навального заявили, что успех оппозиционных кандидатов в 20 из 45 округов стал результатом работы платформы «Умное голосование», которая способствовала консолидированному голосованию за сильнейших оппонентов кандидатов власти. Не все оппозиционеры-победители согласны с этой оценкой, но факт остается фактом: партия власти проиграла в том числе и в округах, где ясно рассчитывала на успех. Так, выборы проиграл бывший лидер фракции «Единой России» в МГД Андрей Метельский, про которого в ходе избирательной кампании ФБК выпустил расследование. Публикации господин Метельский оспорил в суде, а избирательную кампанию назвал одной из самых напряженных за всю историю столичного парламента, посетовав на «вмешательство иностранных агентов».

Активность оппозиции в Мосгордуме, вопреки прогнозам о том, что избранные депутаты сразу же пойдут на сделку с городскими властями, начала нарастать. Так, уже во время присяги ряд депутатов заявили, что будут добиваться отставки главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова. Впрочем, несогласованное голосование за городской бюджет вызвало больше головной боли у самих оппозиционеров, чем у мэрии: например, оно привело к смещению лидера фракции «Справедливой России» Михаила Тимонова его коллегами Магометом Яндиевым и Александром Соловьевым. Разногласия по бюджету и скандал вокруг круглого стола в здании МГД, на который депутат от КПРФ Елена Шувалова позвала Алексея Навального, привели к расколу в коммунистической фракции. Участники мероприятия все равно прошли в Мосгордуму и пообщались в кабинете госпожи Шуваловой, сама она заявила, что покидает московское отделение КПРФ.

Поступки, вопросы и реплики ряда оппозиционных депутатов несколько раз спровоцировали спикера МГД Алексея Шапошникова на употребление нецензурной лексики, попавшей в эфир благодаря включенному микрофону. Впрочем, сам он видит в ситуации и плюсы: интерес москвичей к столичному парламенту вырос в сотни раз. «Это видно по динамике просмотров нашего канала на YouТube,— заявил господин Шапошников.— Если раньше просмотров пленарных заседаний было лишь сто-двести, то теперь их количество зашкаливает за 25 тысяч».

Елена Рожкова

Вся лента