Екатерина Шумкова: «Наша цель — стать банком первого выбора для клиентов»
Руководитель ВТБ в Удмуртии рассказала о планах на ближайшее будущее
ВТБ в Удмуртии отмечает устойчивый рост востребованности кредитных и сберегательных продуктов как среди жителей, так и представителей бизнеса региона. По итогам 9 месяцев текущего года совокупный кредитный портфель банка превысил 39 млрд рублей, портфель привлеченных средств — 47 млрд рублей. Достижению еще более существенных результатов должна способствовать новая стратегия развития до 2022 года. О реализации текущих задач, новых удобных сервисах и планах на ближайшее будущее в интервью “Ъ-Удмуртия” рассказала руководитель ВТБ в республике Екатерина Шумкова.
— Екатерина Александровна, на чем должен в первую очередь фокусироваться банк в своей работе?
— Сейчас, чтобы быть успешным на банковском рынке, недостаточно предоставлять набор конкурентоспособных продуктов. Важными составляющими успеха являются клиентоориентированность и постоянное развитие цифровых каналов. Согласно новой стратегии группы ВТБ на 2019-2022 годы, фокус на этих направлениях станет приоритетной задачей для нас. Оба направления тесно связаны между собой, поскольку все изменения в рамках цифровизации способствуют улучшению сервисов для удобного и комфортного взаимодействия клиентов с нами. К примеру, банк внедряет в своих офисах систему сбора биометрических параметров. Для прошедших идентификацию в Единой биометрической системе ВТБ разрабатывает сервис, который позволит без посещения офиса заключить договор обслуживания и открыть счет. После этого у клиента появится возможность дистанционно открывать вклады, накопительные и текущие счета, совершать платежи и переводы, пользоваться другими услугами. В Ижевске сдать биометрию сейчас можно в 11 офисах.
Постепенный перевод бизнеса в цифровой формат дает клиентам дистанционный доступ к банковским услугам в круглосуточном режиме. Уже сейчас пользователи могут онлайн оформить заявки на кредитный продукт, подключить бонусные акции, перевыпускать и оформлять дополнительные карты, заказывать наличные денежные средства. Опции будут расширяться, чтобы максимальное количество продуктов можно было получить дистанционно. Мы рассчитываем, что 70% операций и 50% продаж к 2022 году будут совершаться в цифровых каналах.
— Если говорить о классических банковских продуктах и услугах ВТБ, насколько они востребованы у жителей региона?
— Востребованность продуктов банка у жителей республики растет. Розничный кредитный портфель за девять месяцев вырос на 17% и составил 21,7 млрд руб. Если говорить о самых популярных, то это, безусловно, кредиты наличными и ипотека. На них приходится основная часть розничного кредитного портфеля — 10 млрд руб. и 8,5 млрд руб. соответственно. Также высок спрос на карточные продукты банка. Например, портфель кредитных карт за январь-сентябрь вырос на 14%, зарплатных — на 7%.
Портфель привлеченных средств населения с начала года увеличился на 17%, превысив 28 млрд руб. Отмечу, что в нашей продуктовой линейке есть не только классические депозиты, но и другие альтернативные программы — накопительное страхование жизни, индивидуальные инвестиционные счета, облигации. Это инструменты, которые позволяют клиенту зарабатывать на процентной ставке больше, чем классические вклады.
— Что нового появилось в ваших ипотечных программах?
— Мы постоянно улучшаем условия по нашим продуктам до наиболее выгодных значений. В частности, по ипотеке в этом году мы уже неоднократно меняли ценовые параметры. Теперь кредит на готовое и строящееся жилье можно оформить по ставке от 8,4% годовых. А по программе семейной ипотеки с господдержкой клиенты уже с апреля могут взять кредит по ставке 5%. Эта программа позволяет оформить льготный кредит семьям, у которых в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй или последующие дети. Кстати, если клиент оформил ипотеку ранее под более высокий процент в нашем или ином банке, но подпадает под условия этой программы, он может рефинансировать кредит под те же 5%.
С каждым месяцем число оформленных сделок по госпрограмме у нас растет. По итогам девяти месяцев на них пришлось более 12% от общего объема выдачи ипотеки.
— А как строится работа с бизнесом Удмуртии?
— ВТБ активно содействует развитию региональных компаний. За девять месяцев корпоративный кредитный портфель увеличился на 9%, при этом рост в сегменте малого и среднего бизнеса по данному показателю составил 20%. На 42% увеличился гарантийный портфель. Ближайшие планы еще амбициознее, и для этого есть все предпосылки.
Мы участвуем во всех госпрограммах поддержки малого и среднего предпринимательства. Это, например, программы, реализуемые совместно с Министерством экономического развития РФ и Корпорацией МСП. Кроме того, мы предлагаем кредитные продукты для предприятий АПК по программе Министерства сельского хозяйства. Также мы работаем совместно с Фондом развития моногородов и Фондом развития промышленности. Банк стремится предоставлять максимально широкий спектр услуг, удовлетворяющий любые потребности клиентов вне зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности.
Недавно в банке была запущена новая линейка пакетов услуг РКО, которая включает четыре пакета «На старте», «Самое важное», «Все включено», «Большие обороты». О преимуществах новой линейки пакетов ВТБ по сравнению с предложениями банков-конкурентов говорят не только наши клиенты, но и независимые эксперты. В соответствии с исследованием, проведенным агентством MarksWebb в третьем и четвертом кварталах 2019 года, ВТБ лидирует по показателю выгодности обслуживания для микро- и малых компаний отраслей торговли и сервиса.
Новая линейка содержит полный перечень необходимых предпринимателю банковских сервисов. Подключить пакеты услуг к расчетному счету могут как действующие, так и новые клиенты ВТБ. Для компаний, не имеющих в банке расчетных счетов, предоставляется пакет услуг «На старте» без взимания комиссии за обслуживание счета в рублях в течение 12 месяцев с даты открытия счета. Сейчас мы наблюдаем растущий спрос на этот пакет и надеемся, что количество клиентов продолжит увеличиваться.
— С 1 июля вступили в силу новые правила финансирования строительства жилья. Расскажите, как ведется работа по данному направлению?
— В Удмуртии мы начали работать по новой схеме расчетов еще с 2018 года в рамках пилотного проекта банка и сейчас активно развиваем это направление. Мы делаем все возможное, чтобы покупатели не ощутили разницы в связи с переходом на новые правила. По объему размещенных средств на эскроу-счетах физических лиц республика входит в десятку лидеров среди регионов присутствия ВТБ. Также мы стараемся максимально эффективно рассматривать заявки на финансирование, поступающие от застройщиков. Сейчас общая сумма финансовой поддержки регионального строительства по новой схеме через эскроу составляет более 1,2 млрд руб. Кстати, кредитоваться застройщики могут по льготной «Программе 1764».
В ВТБ запущен пилотный проект «ДДУ для бизнеса», позволяющий представителям среднего и малого бизнеса оформить кредит на покупку коммерческих помещений в возводимых домах. Продукт выгоден как для застройщика, который сможет быстрее реализовать площади, так и для бизнеса — права и денежные средства покупателя защищены благодаря счету эскроу.
— Заметный тренд на рынке — активное развитие новых для банков направлений деятельности. Ждать ли клиентам ВТБ в ближайшем будущем еще каких-то небанковских сервисов?
— Вы правы, банковский бизнес постепенно выходит за рамки известных нам финансовых продуктов и услуг. Сейчас активно создаются экосистемы, маркетплейсы благодаря которым клиент имеет возможность совершать множество действий в одном месте. Мы поддерживаем данный тренд и активно разрабатываем новые комплексные решения. Часть из них уже работает в тестовом режиме.
Новый интересный проект, который банк сейчас развивает — жилищная экосистема ВТБ, которая предоставляет доступ к смежным сервисам, упрощающим покупку жилья. Подобрать квартиру, сравнить цены на недвижимость, решить вопрос об оформлении ипотеки, приобрести квартиру, застраховать ее и даже подобрать вариант ремонта — все это можно будет сделать онлайн на одной цифровой платформе.
С помощью таких сервисов мы будем сопровождать наших клиентов в цифровом мире, помогая решать повседневные задачи максимально быстро и эффективно. Наша цель — стать для наших клиентов банком первого выбора.