БАМ и Транссиб раскидывают сети
ФСК может потратить на электрификацию магистралей 156 млрд рублей
Федеральная сетевая компания (ФСК) может увеличить свою инвестпрограмму до 2024 года на 70 млрд руб. для финансирования объектов электроснабжения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб). Сейчас в инвестпрограмме объемом 559 млрд руб., которую госкомпания отправила на утверждение в Минэнерго, на БАМ и Транссиб заложено только 85,8 млрд руб. По данным компании, эти средства позволят увеличить грузопоток по магистралям до 120 млн тонн в год, но не до 180 млн тонн, как это заложено в майском указе президента РФ. Дополнительные вложения в размере 70 млрд руб. ФСК может профинансировать через плату за техприсоединение, тарифную выручку и заемные средства.
Федеральная сетевая компания (подконтрольна «Россетям») представила план инвестпрограммы на 2020–2024 годы в объеме 559 млрд руб. Большую часть суммы 261,5 млрд руб. планируется направить в обновление мощностей, 98,1 млрд руб.— на техприсоединение потребителей и генерации, 54,6 млрд руб.— на программу развития, следует из материалов компании. При этом на строительство энергообъектов для снабжения БАМа и Транссиба заложено 85,8 млрд руб. ФСК 12 декабря направила инвестпрограмму в Минэнерго.
Согласно проекту модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба, паспорт которого был утвержден правительством в 2014 году, планировался прирост перевозок на 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, до 124,9 млн тонн в 2019–2020 годах. Однако, согласно майским указам президента РФ, пропускная способность магистралей к 2024 году должна увеличиться до 180 млн тонн. ОАО РЖД необходимы новые подстанции и магистральные сети из-за роста потребления электричества на тягу поездов и для строительства новой инфраструктуры. На первом этапе ФСК должна построить 18 энергообъектов для нужд ОАО РЖД, половина из них — на Дальнем Востоке.
ФСК придется увеличивать объем инвестиций в инфраструктуру БАМа и Транссиба. Запланированных 85,8 млрд руб. хватит только на завершение уже строящихся объектов, необходимых для расширения грузопотока БАМа и Транссиба до 120 млн тонн в год, рассказал 25 декабря председатель правления ФСК Андрей Муров на встрече с аналитиками, сообщили “Ъ” источники, знакомые с ходом встречи.
По оценке господина Мурова, расходы на расширение инфраструктуры для БАМа и Транссиба для провоза 180 млн тонн могут увеличиться еще на 70 млрд руб.
Представитель ФСК пояснил “Ъ”, что сейчас у компании нет «полного понимания объемов работ», поскольку ФСК еще не получила расчеты ОАО РЖД. Традиционные источники финансирования инвестпрограммы ФСК — тарифная выручка и плата за техприсоединение, уточнили в ФСК. Андрей Муров на встрече с аналитиками также не исключил привлечения заемных средств. В ОАО РЖД отказались от комментариев.
У ОАО РЖД уже возникает дефицит электроэнергии на некоторых участках БАМа из-за задержек строительства магистральных сетей. В ноябре президент компании Олег Белозеров писал в Минэнерго о том, что для электроснабжения БАМа необходимо 90,2 МВт дополнительной мощности (см. “Ъ” от 17 декабря). Он отмечал, что ФСК не может построить ЛЭП 500 кВ, поскольку участок расположен в природоохранной зоне Байкала. Для покрытия дефицита Олег Белозеров попросил ведомство перекинуть из Крыма в Сибирь четыре мобильные электростанции (МГТЭС, принадлежат ФСК).
По мнению Владимира Скляра из «ВТБ Капитал», в течение пяти лет увеличение расходов на строительство инфраструктуры для БАМа и Транссиба на 70 млрд руб. может привести к годовым инвестициям ФСК в размере 110-120 млрд руб. до 2024 года.