Реновация не боится высоты
Как идет программа переселения в Москве
Парковок во дворах столице станет больше, а новостройки будут выше — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отчитался о том, как идет реновация. По его словам, горожане в целом довольны, но властям под давлением москвичей все-таки пришлось внести некоторые коррективы в свои планы. Программу планируют завершить за 15 лет. Подробности — у корреспондента “Ъ FM” Владимира Расулова.
Самый главный вопрос, который москвичи задавали о реновации в этом году: почему так высоко? Еще пару лет назад мэр столицы Сергей Собянин обещал, что в новых домах, построенных по этой программе, будет не больше 14 этажей.
Но концепция быстро поменялась, и на горизонте замаячили целые небоскребы. В Покровском-Стрешневе, например, вообще мог появиться 72-этажный гигант. Но главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил: от такой громадины в итоге отказались — там возведут две 30-этажки. Дома решили строить выше, чтобы успеть переселить всех жителей хрущевок в назначенный срок, да и в принципе высоток среди всех домов по реновации не так уж и много, подчеркнул Сергей Кузнецов: «У нас две трети домов до 14 этажей. А домов действительно высоких, которые можно отнести к доминантам, порядка 2%, если не меньше — это выше 24 этажей.
Плюс в городе должна быть определенная плотность, иначе это просто не город, а большая деревня, которая эффективно не может использовать общественный транспорт, инженерные сети».
Главный архитектор Москвы добавил, что переселенцам по программе реновации будут предлагать квартиры в домах, где не больше 24 этажей. Два подобных проекта планировали построить, например, в Солнцево на Новопеределкинской улице. Местные депутаты еще летом обещали, что высоту могут снизить, но воз и ныне там. И если ничего не изменится, то с такими новостройками район будет просто перегружен, говорит житель Солнцева Сергей Преображенский: «Например, у нас женская консультация одна в районе, травмпункт тоже один. Поликлинику обещают построить, но не строят. У нас два филиала, и один закрывается на ремонт, всех перебрасывают в одно здание, то есть будут очереди.
На дорожной ситуации тоже отразится — и так район весь в пробках с утра
И, естественно, на ветке метро. Когда с утра в 7.30 я захожу, уже не сядешь, с трудом можно встать на маленький пятачок».
Возникает и еще один важный вопрос: куда жители новых высотных домов будут ставить машины? Главный архитектор столицы заверил: меньше, чем сейчас, парковочных мест не будет. Правда, всем желающим место для стоянки может не достаться, подытожил Сергей Кузнецов: «Мы не можем никому гарантировать бесплатное парковочное место. Подземные парковки мы строим и рассчитываем, что какой-то процент людей все-таки купят место — кто хочет гарантированно парковаться. Но так как она явно будет продаваться не мгновенно, какое-то количество машиномест будет доступно, например, для довольно комфортных условий аренды».
По словам столичных властей, по программе реновации построят и многоуровневые стоянки, но их будет немного. Впрочем, возможности расширить парковочное пространство еще есть, говорит доцент кафедры мостов, тоннелей и строительных конструкций МАДИ Сергей Зеге: «Самый дешевый вариант парковки — в надземных многоярусных гаражах. Второе — это механизированные парковки, на которых машины не ездят, а их поднимают, а иногда и горизонтально передвигают автоматы. Эти автоматы относительно дорогие, но при их использовании резко уменьшается объем парковочного места».
О том, как проходили публичные слушания по реновации, главный архитектор Москвы говорил коротко — заявил, что первая волна прошла успешно, и люди в целом отнеслись к проекту с пониманием. Хотя выводы делать рано. Москвичам предстоит еще минимум 30 раз обсудить планировку новых кварталов.
Тем временем московские власти намерены вывести программу реновации на международный уровень. Как сообщил Кузнецов, проектом заинтересовались специалисты из нескольких стран, особенно урбанисты из Турции и Германии. Они считают, что московская реновация может послужить «примером и вдохновением для других городов».