«Будем и дальше вокруг чего-то сплачиваться»
Дмитрий Дризе — о попытках вложить особый смысл в железную дорогу в Крыму
Незаконная переправка лиц через государственную границу — так прокуратура Украины обосновала возбуждение уголовного дела по факту начала пассжирского железнодорожного движения через Крымский мост. В Москве заявили, что подобные действия не будут иметь юридических последствий. Тем временем, полуостров в торжественной обстановке встретил первые поезда из Москвы и Санкт-Петербурга. Глава Крыма Сергей Аксенов назвал это событие эпохальным. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что российская власть преподносит все это как повод для сплочения нации.
Первые пассажирские поезда отправились и прибыли в Крым в режиме национального праздника: федеральные телеканалы и государственные печатные СМИ и интернет-ресурсы показывают радостных людей, которые готовы в прямом смысле целовать тепловоз и сам состав; вот люди в вагоне-ресторане водку пьют, в два часа ночи не спят — ждут, когда поезд пройдет по тому самому мосту;и вот счастливый момент — троекратное «Ура!» на телекамеры.
Наконец-то свершилось чудо — мы можем попасть в Крым по железной дороге. Мост подсвечен в цвета национального флага — красочное зрелище. Чуть раньше президент лично в кабине машиниста пересекал Керченский пролив. Глава республики Крым нашел правильное идеологическое обоснование: пассажирский поезд положил начало новой эпохе. Строители и лично глава государства исполнили давнюю мечту всех крымчан — построили мост. И вот первый состав. Мечты сбываются.
Украина возбудила по этому поводу уголовное дело. Но для нас это даже хорошо — пусть враги завидуют. Политики с иронией комментируют: собака лает — караван идет.
Событие подается как национальное достижение и повод к сплочению нации.
Это объединительная идея, всеобщая радость. Хотя если посмотреть, то в Крым и раньше можно было попасть хоть на самолете, хоть на машине. А сейчас 33 часа трястись из Москвы. Во времена Украины было 28, а то и меньше, если отсечь проблемы с таможней.
Еще немаловажный факт: РЖД, главная российская железнодорожная компания, в Крым пассажиров не возит — санкции. Для этого создан специальный частный оператор.
Как так получилось, что поезд стал национальной идеей? И та ли эта идея? Политологи называют подобные явления чем-то вроде крымской инерции. Было грандиозное событие — вернули полуостров в состав России, а теперь мы продолжаем жить последствиями от этой радости.
Но так радоваться поезду все-таки как-то странно.
Возникает вопрос: а где другие достижения? Пять лет прошло — только мост и поезд. Можно, конечно еще добавить страшные гиперзвуковые ракеты, но они как-то больше гипотетически существуют. И Запад не очень нас боится.
Тем не менее, тренд радоваться не своим, а общим успехам продолжится. Будем и дальше вокруг чего-то сплачиваться. Впереди — юбилей Победы. Нужно разоблачить происки врагов, которые пытаются Советский Союз оклеветать — говорят, что это мы войну начали. Скажем им решительное «нет». На этом, правда, объединительные идеи заканчиваются. Мост построен, поезда по нему пошли.
Так что тезис «живем общими победами» в нынешних условиях не выглядит бесспорным. Есть угроза попасть в идеологический вакуум. Или сменить направление – от общего к частному, чтобы уровень жизни повышался и личных свобод побольше. Но с этим сложнее — это больше на уровне деклараций.