Правительство верит в умеренный рост

Что будет с ценами на бензин в 2020 году

Цены на бензин в следующем году существенно расти не будут. Во всяком случае, предпосылок для этого не видит вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, действующие механизмы регулирования отрасли доказали свою эффективность — в итоге в этом году бензин подорожал лишь на 3%.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

В будущем году стоимость топлива не вырастет вопреки предсказаниям некоторых экспертов, заявил Дмитрий Козак: «Ручной режим управления рынком закончился с 1 июля уходящего года. Мы видим вполне благоприятную ситуацию на внутреннем рынке. Несмотря на законодательные ограничения, цены на топливо на внутреннем рынке продолжают расти в пределах инфляции, даже с учетом повышения на 2% НДС. Сегодня этот потолок не пробит — наоборот, он существенно ниже. Цены на бензин в среднем по стране выросли на 3%, на дизельное топливо — на 3,5%. Предсказаний очень много. Правительство, во всяком случае, уверено в надежности тех механизмов, которые выработаны».

Механизмы регулирования, о которых говорит вице-премьер, связаны с соглашением нефтяников с правительством о стабилизации рынка нефтепродуктов. Когда в 2018 году цены на бензин начали резко расти, участники рынка подписали с властями договор, который обязал их поставлять на внутренний рынок больше топлива вместо того, чтобы выгодно продавать его за рубеж. В середине 2019-го правительство разработало механизм компенсаций убытков нефтяников из-за отказа от экспорта.

Поможет ли это сдержать цены в будущем году?

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко говорит, что действующие механизмы пока успешно помогают сдерживать цены в рознице на оптимальном уровне: «Поскольку у нас уже почти государственное регулирование цен, уже есть установки, что цены если и будут расти, то не более уровня инфляции. На следующий год проектируют уровень инфляции 3%. Были опасения в конце прошлого года, когда все эти механизмы готовились к введению, как это все будет работать. В течение первого полугодия посмотрели, ввели определенные корректировки. Для нефтяников все это более или менее пришло в оптимальное положение. Плюс, надо учесть, что у нас не было катаклизмов с мировыми ценами на нефть. Да, она снижалась, чуть-чуть повышалась, но это существенного влияния на внутренний рынок не оказало. И это было в пределах компенсирующих механизмов, которые работали на внутреннем рынке».

Как отмечают эксперты, в течение года из-за ручного регулирования объема поставок топлива на внутренний рынок оптовые цены оставались на оптимальном уровне. И это помогло владельцам АЗС даже получить неплохую прибыль. Хотя последние пять лет это удавалось сделать единицам.

Но руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов отмечает, что благодаря этой прибыли не все смогли покрыть свои убытки. И чтобы улучшить положение, некоторым игрокам не помешало бы поднять цены в будущем году. «У нас сегодня есть что-то вроде подпорки в виде демпфирующего механизма, который позволяет частично компенсировать крупным нефтяным компаниям разницу, которая есть между приведенной ценой поставки на экспорт и ценой внутреннего рынка. Но нужно понимать, какой ценой удалось откалибровать этот механизм. Спрос на нефтепродукты в России упал, потому как в очень неблагоприятной ситуации находились независимые АЗС. То, что спрос не растет, говорит нам, что в целом у нас количество независимых заправок снижается. В 2019 году все в целом для розничного сектора было неплохо. Индекс маржинальности дошел до приемлемых значений. Но весь прошлый год розница вообще не зарабатывала. Проели свои оборотные средства, запасы, отсюда сокращение сектора происходило», — пояснил Баженов.

Ранее в Росстате сообщили, что в этом году цены на топливо увеличивались рекордно низкими темпами. Например, бензин подорожал в среднем на 2%, а дизель — почти на 2,5%. В последний раз аналитики фиксировали такую динамику 11 лет назад.

Владислав Викторов

Вся лента