Сбербанк остался без «золотой акции»
Банк сохранил совместные проекты с «Яндексом»
Сбербанк вернул «Яндексу» «золотую акцию», но у них остались совместные проекты — «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Причем последнему, существующие между банком и интернет-компанией партнерские отношения, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, существенно ограничивают возможности для качественного развития.
«"Золотая акция" была передана 23 декабря»,— сообщили в пресс-службе банка 25 декабря. Месяц назад, в середине ноября Сбербанк принял решение о продаже «Яндексу» за €1 «золотой акции», держателем которой был десять лет — с августа 2009 года. Как рассказал глава банка Герман Греф в интервью агентству Reuters, «партнерство останется, "золотой акции" нет, мы уже ее отдали». По его словам, это произошло по просьбе интернет-компании, как, впрочем, и держателем этой акции Сбербанк стал по просьбе самого «Яндекса».
Это решение стало результатом изменения структуры управления компанией, о которой она задумывалась еще в прошлом году. После того как в Государственную думу был внесен проект закона об ограничении голосующей доли акций, принадлежащих иностранцам в значимых интернет-ресурсах, 20%, тема стала еще более актуальной. Законопроект вызвал падение акций «Яндекса» почти на 20% за один день. Правительство предложило повысить планку до 50% минус 1 акции, а совет директоров «Яндекса» предложил изменить структуру управления компанией и ввести в капитал компании Фонд общественных интересов. В «Яндексе» назвали это концепцией «золотой акции 2.0».
«Надо было найти решение, которое станет оптимальным для трех сторон: оставит в наших руках управление компанией, сохранит уверенность международных инвесторов в перспективах бизнеса "Яндекса" и защитит интересы страны»,— ранее отмечалось в открытом письме главы «Яндекса» Аркадия Воложа.
Он отмечал, что «новая структура корпоративного управления была разработана так, чтобы не затрагивать экономические интересы обычных акционеров».
При этом, по словам Германа Грефа, у банка и интернет-компании остаются партнерские отношения. «Переформатирование в любых партнерствах возможно. Это не означает, что мы потеряем партнерские отношения с "Яндексом", нет. У нас очень давние и добрые отношения, построенные на взаимном уважении»,— сказал глава Сбербанка. В настоящее время Сбербанк и «Яндекс» реализуют два партнерских проекта — торговую платформу «Яндекс.Маркет» и платежный сервис «Яндекс.Деньги». По словам господина Грефа, «Яндекс.Деньги» «имеет смысл, когда она находится между нами и "Яндексом"». «Если мы уходим, то стоимость компании будет снижена, и наоборот. У нас обоих она устойчиво "генерит" развитие»,— пояснил он. Впрочем, глава Сбербанка отметил, что есть проблемы с будущей бизнес-моделью этого проекта. Дело в том, что между Сбербанком и «Яндексом» существуют взаимные договоренности о неконкуренции. «Мы не можем отдельно от них развивать сторонние проекты, связанные с такси, например»,— сказал Греф.
Развитие сервиса «Яндекс.Деньги» упирается во многом в то, что компании нужно получать банковскую лицензию (в настоящее время он имеет лицензию небанковской кредитной организации). И тут нужно какое-то решение, которое убирало бы противоречие, возникающее из имеющихся договоренностей о неконкуренции. «Нужна развязка: например, мы убираем все non-compete agreements»,— заявил Герман Греф в интервью. При этом он добавил, что «Яндекс.Деньгам» ничего не угрожает, «они растут, они развиваются, но для следующего качественного скачка нам будет нужно определять их судьбу: это одна из тем, которые мы обсуждаем».
«Это чудо, что в стране случился “Яндекс”»
Сооснователь крупнейшего российского поисковика Аркадий Волож в десяти цитатах