Оптимизацию подвергли диагностике
Правительство разошлось в ее оценках
Курирующий социальный блок правительства вице-премьер Татьяна Голикова и глава Минздрава Вероника Скворцова в среду публично поспорили о результатах оптимизации системы здравоохранения в России. Процесс шел в стране с 2010 года и помимо вице-премьера негативно оценивался как пациентами, так и самими врачами. По мнению Минздрава, впрочем, о прогрессе в организации медицинской помощи свидетельствуют снижение смертности и рост продолжительности жизни населения.
Многие регионы РФ провели модернизацию здравоохранения «ужасно», заявила в среду вице-премьер Татьяна Голикова. В результате, по ее словам, и качество, и доступность медицинских услуг в стране резко ухудшились.
Вице-премьер выразила мнение, что в происшедшем «виноваты все — и центр, и регионы», и добавила, что необходимо думать об исправлении сложившейся ситуации.
Напомним, сокращение численности больниц и поликлиник в РФ происходило с 2010 года и было связано с постепенным переходом финансирования здравоохранения из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования. По задумке правительства, регионы должны были избавиться от избыточного коечного фонда и перевести потоки пациентов в амбулаторный сегмент, при этом региональные программы слабо контролировались на федеральном уровне. С критикой оптимизации выступали и Счетная палата, и Комитет гражданских инициатив, и врачебные объединения. По их оценкам, в целом сокращение учреждений было чрезмерным, создало новые сложности в работе врачей и ухудшило состояние здоровья россиян.
Минздрав, напротив, всегда выступал в поддержку оптимизации — в среду глава министерства Вероника Скворцова назвала оценку Татьяны Голиковой «слишком эмоциональной».
«Нельзя согласиться с тем, что снизились доступность и качество, иначе мы бы не обеспечили за последний период времени рост продолжительности жизни на 5,6 года. Мы достигли исторического минимума по младенческой, материнской и ранней детской смертности»,— подчеркнула министр здравоохранения.
Она, впрочем, признала, что определенные несовершенства в работе регионов были, хотя оптимизация должна была затронуть только «излишние» учреждения в крупных городах. Также, по ее словам, субъектам еще предстоит многое усовершенствовать — например, обновить инфраструктуру и улучшить транспортную доступность медучреждений.
Отметим, что способы оценки результатов оптимизации, на которые опираются как вице-премьер, так и министр здравоохранения, не позволяют оценить ее однозначно. Так, демографические индикаторы зависят от слишком большого количества иных факторов, чтобы их можно было использовать для точной оценки качества медицины. В свою очередь, мнение как пациентов, так и врачей подвержено колебаниям и тоже может складываться под влиянием причин немедицинского свойства — например, из-за непропорционального роста запросов к качеству медобслуживания и состоянию здоровья (у пациентов) или требований к рабочему месту (у медработников).
Нынешняя дискуссия в правительстве могла бы стать началом разработки некоторой единой политики измерения результатов отраслевых реформ. Впрочем, даже если итоги оптимизации сводятся только к сокращению больниц и клиник, они могут стать залогом относительного успеха будущего обновления здравоохранения. Хотя до 2024 года правительство собирается потратить на него почти 800 млрд руб., оценить, на что именно хватит этих денег, сложно, однако очевидно, что переоснастить и сделать управляемой меньшую сеть учреждений проще, чем большую.