«Нас называют тюнерами, и от этого нам очень грустно»

Интервью «Автопилота» с основателем компании Dartz Леонардом Янкеловичем

Кто-то не без оснований считает, что продукция, которой уже не первый год радует публику кузовное ателье Dartz из Латвии,— это китч. С другой стороны, если есть спрос на яркие, запоминающиеся автомобили, пусть и не вписывающиеся в общепринятые представления о гармонии и дизайне, значит, кто-то должен их делать. Последнее творение Dartz — внедорожник Prombron' Black Stallion — успел взбодрить не только улицы Праги, но и просторы интернета. Чтобы узнать, как все обстоит на самом деле, мы побеседовали с основателем и владельцем компании Dartz Леонардом Янкеловичем.

Сто с лишним лет назад автомобильные компании даже такие как Rolls-Royce или Mercedes-Benz строили и продавали не готовый автомобиль, а, как правило, лишь тележку с мотором, кузов на которой, исходя из капризов заказчика, мастерило потом специальное кузовное ателье. То, чем вы занимаетесь сегодня, примерно то же самое?

— Это совсем то же самое, но с поправкой на суровые реалии современности. Я не знаю, существовал ли техосмотр сто лет назад и надо ли было давать городовому алтын за лишний газовый фонарь или чемодан, припиленный к фаэтону, но сейчас не то что фонарь, но даже лампочку лишнюю просто так не «впилишь». Поэтому мы с гордостью продолжаем дело «карроссерии» — слово настолько забытое, что даже не имеет правильной грамматики — Русско-Балтийского вагоннаго завода, Отдела автомобилей в Риге. То есть строим новый кузов на уже существующей раме, но по причинам, указанным выше, мы не лезем в ключевые точки — мы не пилим кузов, мы не меняем ничего, что меняет заводскую безопасность автомобиля. Да, мы меняем оптику — но меняем на сертифицированную.

Фото: Mike Motorov

Нас часто называют тюнерами, и от этого нам очень грустно. Почему? Поясню на примере кухни разных азиатских народов. В одной свинину готовят так, чтобы подчеркнуть вкус именно свинины. В другой — делают так, чтобы свинина по вкусу напоминала то ли рыбу, то ли курицу. Мы из тех, кто маскирует свинину под рыбу. Тюнеры — они просто вбухивают в свинину перца — расширяют арки, делают из капота «найсер-дайсер», этакую терку для овощей разного диаметра, как будто капот создан для фигурной нарезки воздуха , ну и всюду «сеточки»… То есть по большому счету: «те же яйца, только в профиль. Мы же стараемся делать машину так, чтобы ее «свинское» происхождение могли бы понять только профессиональные шефы.

Если рассматривать производство автомобилей не как хобби, а как бизнес, то принято считать, что тут есть два пути продать много автомобилей подешевле или один, но дорогой. Для небольшой мануфактуры второй путь предпочтительнее, потому что для массового производства нужны и площади большие, и персонал, или есть еще какие-то причины?

— Производство массовых автомобилей я для себя не рассматривал по десятку тысяч причин. Но главная из них — в моей голове столько идей, что мне бы пришлось начинать серию каждую неделю. Мы не могли отдать клиенту последнюю машину, потому что каждую неделю я придумывал новую фишку — то черепа в колеса, то биометрический сейф в салон. И если бы клиент не устал ждать, мы бы с удовольствием возились бы с машиной еще года два.

Кто сегодня заказывает подобные проекты? Каков собирательный портрет покупателя?

— Все заказчики, которые обращались к нам в течение последних нескольких лет, свои деньги заработали сами. Это не нувориши, кормящие собак икрой под телефон для инстаграма. Те просто берут трендовые машины, и максимум на что их хватает — украсить покупку винилом и карбоном. Люди знающие, что такое заработать деньги самим, хотят отдохнуть душой от своих трудов. Среди наших последних клиентов — владелец производства оборудования для аэропортов, начавший путь из грузчиков. Спортсмен, выросший на улице. Вебдевелопер, архитектор… Всех их объединяет то, что с золотой ложкой во рту они не родились.

Ну, и учитывая киношную славу компании Dartz, люди рассматривают покупку нашего автомобиля как вложение в бизнес — машина выполняет промофункцию. Одна наша машина будет промоутировать в Чехии энергетические напитки — если при виде нашего автомобиля тормозят даже Ferrari, наверное, это чего-то стоит. В другой конторе машина используется как разъездная, что сильно мотивирует сотрудников, которые имеют возможность прикоснуться к легенде — данный экземпляр снимался в голливудских боевиках и гонялся по сюжету за героями Брюса Уиллиса и Пирса Броснана. Такую возможность может предоставить не каждый работодатель.

Фото: Mike Motorov

А как найти такого клиента? Догадываюсь, что в бизнесе, которым вы занимаетесь, пиар — это две трети успеха…

—Трудно сказать. Может быть, секрет в том, что мы не смотрим на клиента ни сверху вниз, как на тебя смотрит продавец автосалона, если ты не соответствуешь его представлению о человеке, который может купить больше, чем бэушный велосипед, ни снизу вверх — так на тебя смотрят, когда ты с пафосом подъезжаешь «выбрать кабрик на лето». Мы смотрим на клиента как на равного себе, поэтому нам просто с ними говорить.

Что касается пиара, то в нашем деле действительно важно сочинить не просто какую-то фишку. А эпическую фишку. Когда я однажды написал в пресс-релизе, что в салоне мы используем кожу китового пениса, а журналисты раструбили это по всему миру, на нас зеленые в суд пытались подать… Я, признаться, даже не знаю, есть ли у кита этот орган, но цели своей мы достигли.

Фото: Mike Motorov

Автомобили Dartz снимались во множестве голливудских блокбастеров. Это такое везение? Или это ваша целенаправленная работа по продакт-плейсменту в кинематографе?

— Я бы назвал это мистикой. Просмотр фильма «Дорогой мальчик» в десятилетнем возрасте, как сейчас принято говорить, «перевернул мою жизнь». Я полюбил буржуйские машины и блондинок. Потом, ровно двадцать лет спустя, я посетил в Великобритании «Музей киноавтомобилей» и подружился с его владельцем Питером Нельсоном. Тогда у меня появилась мечта сделать машину и снять ее в кино. Потом прошло еще ровно десять лет, и я получил письмо с предложением снять автомобили Dartz в фильме «Диктатор» Саши Барона Коэна. После этого я попал в обойму. Внедорожники Dartz снимались в одном из последних «Крепких орешков» с Брюсом Уиллисом, в «Человеке ноября» с Пирсом Броснаном. Было еще много фильмов второй категории. Ну а о фильмах, которые еще не вышли, рассказать, увы, не могу.

Ваш последний проект делался под конкретного клиента?

— Первоначально он делался для кино — на машине должен был ездить наркоторговец. С кино не сложилось, но машина досталась клиенту «смежной профессии» — в Чехии он торгует водкой с каннабисом. Легально, конечно же. Такие вот гримасы судьбы.

Какие автомобили годятся в качестве доноров для проектов, аналогичных вашему? Есть ли какие-то общие требования к ним?

— Сейчас мы работаем только с Mercedes-Benz GLS. Хотя бы потому, что, делая дорогую эксклюзивную машину, вы не можете ставить ее на простую тележку. Ну и ментально, в далеком детстве, в 1869 году «Руссо-Балт» был немецким заводом. Хотя последний наш проект сделан на тележке Hummer.

Чем он интересен? В сети пишут разное…

— Все прежде всего обратили внимание на черепа, которых и в экстерьере, и в интерьере Dartz Prombron' Black Stallion немало. Это и близкая нам эстетика. И перекличка с историей. Когда началась Первая мировая война, автомобильная марка Russo-Baltique была переименована в «Промбронь», а продукцией ее стали броневики. На бортах которых были намалеваны те самые черепа с костями.

Фото: Mike Motorov

Но черепа — не самое главное. Несмотря на то, что периодически нас обзывают тюнерами, в этой машине мы заменили все. Двери автомобиля полностью сделаны из кевлара, остальные кузовные панели имеют кевларовые накладки. От родного кузова видимыми оставлена лишь десятая часть, все остальное — наша «карроссерия». Салон полностью обшит кожей в стиле сигарного лаунджа. Наша компания принципиально не использует алькантару — это не натуральный продукт. В машине использованы четыре вида кожи наппа, миссисипский аллигатор и скат. Сабвуфер стилизован под кабину самолета «Русский Витязь» Игоря Сикорского, начинавшего свой путь авиаконструктора именно в Риге. В декоре салона, кстати, использованы приборы с настоящего самолета. Только советского. Наша гордость — пилотский руль, изготовленный из корня канадского клена и затянутый кожей аллигатора и ската. Колеса нестандартные, большего диаметра, изготовлены по спецзаказу. Центр каждого колеса украшает череп в пилотском шлеме, изготовленный из черненого серебра. В заниженных частях кузова кевлар покрыт шестигранным карбоном, символизирующим панцири черепахи, то есть броню.

— В центральном подлокотнике автомобиля есть биометрический сейф, открывающийся по отпечатку пальца. Что в нем собирается хранить владелец?

— Я знаю, но по понятным причинам сказать вам этого не могу.

Интервью взял Дмитрий Гронский

Вся лента