Римские каникулы
Как 31 декабря в Римской империи выходным днем сделали
Весь мир сегодня живет по римскому календарю, и Новый год мы празднуем 1 января по нему же. Для самих римлян смена порядкового номера года в календаре никогда не была поводом для праздника. Январские календы (1 января) они стали праздновать только спустя шесть веков после основания Рима как день инаугурации новоизбранных консулов.
Произошло это в 153 году до н. э., когда вступление в должность новоизбранных консулов — высшей власти в Римской республике — перенесли с мартовских ид (15 марта) на январские календы (1 января), и тогда же этот день официально стал началом нового календарного года.
В 46 году до н. э. римский диктатор Гай Юлий Цезарь провел календарную реформу. В его новом (юлианском) календаре очередной 708 год от основания Рима (45 год до н. э.) тоже начинался с 1 января. Начинается год с 1 января и в григорианском календаре, по которому мы сейчас живем и который с точки зрения летоисчисления ничем принципиально не отличается от юлианского календаря и более ранней версии римского календаря.
Перенос торжеств по поводу инаугурации высшей римской власти на 1 января привел к тому, что вся вторая половина декабря и начало января превратились в Риме в нескончаемую череду праздничных дней. Правда, произошло это не сразу.
Предновогодние Сатурналии и Компиталии
Начинались зимние римские каникулы 17 декабря началом празднования Сатурналий — сезонного зимнего праздника после окончания сбора последних урожаев. Сатурналии продолжались сначала пять дней, а в период поздней Республики — семь дней.
Потом, через несколько дней после Сатурналий, начиналось празднование Компиталий в честь ларов (духов) перекрестков. Сейчас такой повод для празднования может показаться странным из-за предмета почитания, но в Риме это был древний и уважаемый в народе праздник.
Его праздновали не на любом перекрестке, а на перекрестках улиц в Риме, по которым проходили границы между городскими трибами (в царские времена — районами компактного проживания латинов, этрусков и сабинов, основных этнических групп первоначального населения Рима), а в период Республики — кварталами города. Жители соседних районов — и рабы, и граждане — украшали деревья на перекрестке шерстяными куклами и шарами (символическими жертвами духам перекрестка). И начинался праздник с пирами, карнавалами и прочими атрибутами веселого народного гулянья.
По сути, это был день национального и социального единства римлян — плебса, рабов, вольноотпущенников, которые составляли большинство населения Рима. А заодно это был семейный праздник: народ в эти дни почитал своих собственных ларов (духов—покровителей семейного очага, по-нашему — домовых).
Запрет плебейского Нового года
По легенде, праздник Компиталий учредил специально для рабов и простого народа шестой по счету римский царь Сервий Туллий, который был сыном рабыни и семейного Лара Тарквиниев (божества—покровителя этого древнего этрусского рода). Так ли это было на самом деле, наука история умалчивает, еще современник Гая Юлия Цезаря Цицерон в своих «Диалогах о государстве» писал: «Темна римская история». Но праздник для бедноты и рабов действительно был древним и популярным.
В отличие от Сатурналий, он относился к «подвижным» праздникам. Как писал историк Макроний: «Подвижные праздники суть те, которые ежегодно возвещаются начальствующими лицами или жрецами либо в заранее определенные, либо даже в заранее не определенные дни». Начальствующие лица обычно назначали Компиталии в конце декабря после Сатурналий, но иногда в самом начале января, сразу после январских календ.
Став в 48 году до н. э. диктатором сроком на десять лет, Гай Юлий Цезарь запретил Компиталии. Не потому, что его совместно праздновали рабы и граждане Рима. В том же составе, то есть вместе, за несколько дней до этого они праздновали Сатурналии. Запретил его Гай потому, что организаторами Компиталий по традиции были collegia compitalicia («коллегии перекрестков»), которые состояли из плебса, живущего в одном квартале.
Римские кварталы были избирательными округами, коллегии перекрестков традиционно использовались для подкупа при голосованиях и давно стали своего рода «профсоюзами» римской бедноты. Толпы на улицах города и на форуме разогретых праздничной выпивкой черни и рабов, которые могли что угодно натворить по призыву своих коррумпированных лидеров, Гаю были ни к чему, особенно накануне или сразу после январских календ, когда в Риме происходила передача власти. Тем более что 15 лет назад он сам с трудом оправдался от обвинений в подкупе городских коллегий во время заговора Катилины.
Преемник Гая во власти Октавиан Август, уже император, вернул римской бедноте Компиталии, причем в двойном размере. Но иезуитским способом: он повелел праздновать их дважды в год — весной и летом, и при этом вместе с ларами перекрестков и семейными ларами заставил римлян почитать в дни Компиталий его собственного духа-хранителя, «гения» по древнеримской терминологии (genius Augusti). Для организации такого праздника «коллегии перекрестков» были не нужны.
После смерти Августа, когда цезари начали сменять друг друга всеми правдами и неправдами, никому уже было не до почитания гения Октавиана Августа. Праздник Компиталий вернулся на свое традиционное зимнее место в районе январских календ, дня вступления во власть очередных римских консулов.
Новогодние военные парады
После изгнания последнего, седьмого по счету от основания Рима царя Тарквиния Гордого высшая власть перешла к консулам, которых переизбирали ежегодно. Во избежание самодурства и волюнтаризма единоличного лидера государства римляне избирали сразу двух консулов. В первые века Республики вновь избранные консулы вступали в должность в разное время года, главное, чтобы время у власти их предшественников было примерно равно астрономическому году. Но в 153 году до н. э. новые консулы, оба, кстати, из плебеев, вступили в должность 1 января. С тех пор счет календарных лет в Риме начался не с марта, а с января. Так что 1 января Новый год исходно праздновали исключительно по политическим причинам.
В императорские времена в Риме каждый год продолжали избирать консулов, но их власть, понятно, была чисто номинальной, они по очереди были спикерами в Сенате. Когда император Константин Великий в IV веке перенес столицу империи в Византий, консулов прибавилось. Одна их пара изображала собой народовластие в Риме, другая — в Восточной Римской империи. И там, и там время от времени одним из консулов на год-другой позволял избрать себя император, чтобы показать подданным, что он не чужд демократии — в разумных пределах, разумеется.
Консулаты просуществовали еще полтора века: на Западе — до 534 года, на Востоке — до 541 года, после чего император Восточной Римской империи (Византии) стал consul perpetuus (пожизненным консулом). При этом чем меньше становилась роль консулов в государственном управлении, тем торжественней была процедура их инаугурации в январские календы.
Согласно описанию историка Либания, январские календы в IV веке в Риме были праздником «значительной продолжительности, начинавшимся еще в последний день декабря». Именно тогда, в начале 300-х годов н. э., 31 декабря в Риме, по свидетельству Либания, стало выходным днем. В этот день порталы зданий и двери жилищ украшались ветвями лавра, а к вечеру — огнями, и начинались народные гулянья с песнями и танцами. Гуляли всю ночь напролет, а наутро, 1 января, начинались официальные мероприятия.
Новые консулы облачались в триумфальные одежды, чтобы участвовать в processus consularis — праздничной процессии на Капитолийском холме. На Востоке, в Константинополе, 1 января был пышный прием в императорском дворце, а в начале VI века здесь, по свидетельству историка Иоанна Лида, дело дошло до военных парадов в честь новоизбранных консулов. 4 и 5 января праздник шел на убыль.
Римские «святки»
Таким образом, эволюция зимних римских каникул заняла без малого четыре века, а своей максимальной продолжительности они достигли в IV-V веках во Втором Риме (Византии), хотя и в Первом Риме, в Западной Римской империи, в те же века они тоже праздновались с размахом.
Они начинались 17 декабря с празднования Сатурналий и заканчивались 3–5 января празднованием январских календ. Службы в храмах, праздничные ужины с обильным возлиянием, обмен подарками, представления для народа и народные гулянья — словом, все тут было для развлечения народа, как на наших святках «от звезды до воды» (от Рождества до Крещения), даже с римской разновидностью ряженых и колядованием.
В 313 году Миланский эдикт уравнял в правах христианство с официальной римской религией, и у римлян-христиан появилась возможность открыто праздновать Рождество. Эдикты последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого в конце IV века сделали христианство официальной государственной религией Римской империи. Но хотя огонь в храме Весты как символ языческой религии был погашен в 391 году, прошло еще много времени, прежде чем празднование Рождества и Нового года (как элемента рождественских празднеств) приобрело знакомый нам вид.
По данным позднеантичных историков Сальвиана, Макробия, Флавия Меробавда, Симмаха, Сидония, а также папской корреспонденции и календарей того времени, по меньшей мере еще два века в Византии, Риме и потом в государствах Западной Европы, возникших на обломках Западной Римской империи в конце V века, продолжались «новогодние» массовые увеселения нехристианского характера. Властями они воспринимались по большей части терпимо — как проявления светской культуры. Их запреты начались в VII веке.
В Средние века рождественские праздники окончательно заменили зимние римские каникулы, а сравнительно недавно, уже в Новое время, в систему рождественских праздников как отдельный праздник была включена встреча Нового года. В нашей стране, где Рождество празднуется по юлианскому календарю, зимние каникулы имеют довольно причудливый вид: у нас они начинаются Новым годом, а не заканчиваются им, как это следует по логике события.
Народ это не смущает, более того, народ требует расширить границы новогодних каникул за счет 31 декабря. Требование справедливое, если мы претендуем называться Третьим Римом. И в исходном Первом Риме, и во Втором Риме 31 декабря сделали выходным. Не потому, что этот день был праздничным, а потому, что народ должен готовиться к празднику загодя. Ученые-историки давно это доказали.
Тогда почему у нас, в Третьем Риме, он до сих пор рабочий день?