Слияние без поглощения
Павел Коробов о том, как РПЦ расширила свое влияние в Европе после конфликта с Константинополем
В октябре 2019 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) принял в юрисдикцию Московского патриархата в составе архиепископии клириков и приходы Западной Европы, которые еще год назад были в подчинении Константинопольского патриархата. В РПЦ это назвали историческим событием, а эксперты увидели в этом победу Московского патриархата в противостоянии с Константинополем, вехой которого стало предоставление томоса об автокефалии вновь образованной православной церкви Украины в начале уходящего года.
«С Московским патриархатом воссоединились общины архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Иоанном (Реннето),— заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20 декабря на епархиальном собрании города Москвы.— Произошло событие исторического масштаба: с Русской православной церковью воссоединилась последняя церковная структура, возникшая в русской эмиграции в годы революции и гражданской смуты в нашем Отечестве. Ныне эту трагическую страницу русской истории можно считать окончательно перевернутой».
Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции была образована в 1921 году определением патриарха Московского и всея Руси Тихона, Священного синода и Высшего церковного совета. Временное управление русскими церквями в Западной Европе было поручено архиепископу Евлогию (Георгиевскому). В 1931 году приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского патриархата в качестве экзархата, при этом митрополит Евлогий подчеркивал, что «это лишь временный перерыв официальных административных сношений», до времени, «когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской православной церкви». В 1945 году митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их вместе с их приходами в каноническое единство с РПЦ. 7 сентября 1945 года Священный синод постановил принять экзархат под юрисдикцию Московского патриархата и сохранить его «на будущее время в существующих границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем положении об управлении этими церквами». Однако после кончины митрополита Евлогия в 1946 году значительная часть его клира и паствы приняла решение вернуться в состав Константинопольского патриархата.
Экзархат имеет 65 приходов во Франции, Нидерландах, Бельгии, Германии, Великобритании, Норвегии и Швеции. В него входят 32 общины, 11 действующих церквей и 2 монастыря.
14 сентября 2019 года архиепископ Иоанн (Реннето) обратился к патриарху Кириллу с просьбой принять его в лоно РПЦ, и в тот же день Синод выразил свое согласие. 28 сентября духовенство западноевропейских приходов также обратилось к предстоятелю РПЦ с просьбой о присоединении к Московскому патриархату. 7 октября Священный синод удовлетворил просьбу клириков. Отметим, обращения последовали после того, как Константинопольский патриарх, в юрисдикции которого находилась архиепископия, упразднил западноевропейский экзархат, объяснив это пастырскими нуждами. «Некоторые приходы и священнослужители сразу же начали переходить в юрисдикцию Русской зарубежной церкви, а другие посчитали целесообразным возвращаться в лоно матери-церкви все вместе в качестве целостной структуры»,— пояснил затем предстоятель РПЦ. 3 ноября в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси вручил архиепископу Дубнинскому Иоанну патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с РПЦ. «Это событие историческое, потому что каноническое присоединение, которое вы нам сегодня дарите, это не простая интеграция — это закрепление церковного примирения»,— заявил владыка Иоанн. Согласно грамоте, после вхождения архиепископии в состав РПЦ в ней «сохраняются ее богослужебные и пастырские особенности, являющиеся частью ее традиций», в том числе те, которые были установлены митрополитом Евлогием «с учетом отдельных решений Всероссийского церковного собора 1917–1918 годов». После присоединения к РПЦ архиепископия сохранила и свою финансовую независимость, она самостоятельно управляет своим движимым и недвижимым имуществом.
«Одной из больших и бесспорных побед Московского патриархата в 2019 году стало присоединение приходов русской традиции с центром в Париже,— считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— К РПЦ отошло несколько десятков приходов в нескольких европейских странах. Но в церкви далеко не все измеряется территориями, численностью духовенства или прихожан». По мнению эксперта, восстановление единства — «церковно-политический шаг, обозначающий широту православия и отсутствие изоляции, о которой предупреждали многие на фоне разрыва с Константинополем, разлада РПЦ с Александрийским патриархатом и Элладской церковью после того, как те начали поминать православную церковь Украины». «Окончательно воссоединился разорванный большевиками "русский мир" советской России и эмигрантской России: для РПЦ такое широкое европейское представление о "русском мире" ближе всего»,— считает господин Лункин.