Нерезко континентальный климат
Низкоуглеродное развитие ищет законную основу
В 2019 году Россия после четырех лет колебаний присоединилась к Парижскому соглашению. При этом внутрироссийскую климатическую повестку продолжает лихорадить: законопроект о госрегулировании выбросов пережил несколько версий, из которых выжила наименее конкретная. Большая часть других законодательных инициатив так и осталась на стадии доработки — даже система углеродной отчетности, которая должна была быть запущена еще три года назад, до сих пор так и не появилась.
Ожидается, что в 2020 году в России будет принят целый ряд документов, которые станут основой дальнейшей политики в области изменения климата. В их числе: утверждение новой цели по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году (ввиду того что в сентябре 2019 года Россия присоединилась к Парижскому соглашению, ей необходимо заново объявить свои климатические цели), Долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития и Национальный план адаптации, закон о регулировании выбросов парниковых газов (в который также включена углеродная отчетность).
Последний законопроект за четыре года разработки претерпел немало изменений и в финальной версии выглядит довольно неубедительно. В нем нет ни целевых уровней выбросов парниковых газов (и сборов за их превышение), ни механизма обращения «углеродных единиц» (эти две модели являются основными видами «цены на углерод», введенной в различных формах в 46 странах и в 31 регионе,— в общей сложности они охватывают порядка 20% выбросов парниковых газов). Напомним, что именно против названных положений высказывались представители части российского бизнеса. По сути, в законопроекте осталась только углеродная отчетность и поддержка проектов по снижению выбросов парниковых газов — с возможностью введения дополнительных мер в будущем. Климатическая повестка в России в целом продвигается непросто. Еще несколько лет она вызывала насмешки — вроде той, что глобальное потепление такой холодной стране, как РФ, пойдет только на пользу.
В последние годы тон публичных выступлений российских политиков изменился. Несмотря на то что Владимир Путин продолжает выражать сомнения (как во время пресс-конференции 19 декабря) в степени влияния человеческой деятельности на климат, он признает, что изменение климата напрямую затрагивает Россию и может привести к катаклизмам. Росгидромет и другие научно-исследовательские центры регулярно выпускают отчеты, анализирующие риски и последствия изменения климата для различных регионов страны, для экономики РФ и здоровья населения.
В целом климатического скептицизма или даже отрицания темы в российском политическом и научном контексте стало значительно меньше.
На площадках ряда бизнес-объединений и в парламенте еще можно услышать сомнения в серьезности проблемы и предположения, что климатическая повестка придумана Западом против России, однако подход к теме стал более конструктивным. С международных трибун российские политики поддерживают климатическую повестку и признают необходимость как глобальных, так и национальных мер. Сам факт ратификации Россией Парижского соглашения был довольно позитивно воспринят на международном уровне. Однако в международных рейтингах (например, Climate Action Tracker) РФ пока занимает более чем скромные позиции — ее действия называют «критически недостаточными» для достижения целей соглашения.