Актриса на руководящую роль
Умерла Галина Волчек
В Боткинской больнице от осложнений после воспаления легких умерла Галина Волчек — актриса, педагог, художественный руководитель театра «Современник». Ей было 86 лет.
Галина Волчек была народной артисткой Советского Союза, полным кавалером ордена «за заслуги перед Отечеством», Героем труда, лауреатом Государственной премии и Премии президента, то есть одним из самых титулованных деятелей культуры страны. Для многих людей, в том числе для тех, кто никогда не бывал в театре «Современник» и давно не смотрел старые фильмы с ее участием, Галина Волчек была не просто знаменитым театральным деятелем, актрисой и режиссером, но словно одним из символов культуры вообще. Обаятельная, авторитетная, всем известная женщина, одна из тех немногих, кто имеет право представлять культуру, говорить о традициях и идеалах. Не имело значения, что последнюю новую роль на сцене Волчек сыграла в 80-х годах прошлого века, что поставленные ею как режиссером спектакли далеко не всегда признавались экспертным сообществом художественными совершениями. В ней прежде всего видели личность, легенду. Пожалуй, ни один из руководителей театров не имел такого веса, как Галина Волчек. Разве что Олег Табаков — и не случайно, что оба они из одного гнезда.
Чем известна Галина Волчек
Московским театром «Современник» она руководила без малого полвека. Будучи одной из тех, кто в середине 50-х годов под руководством Олега Ефремова придумывал новый, свободный от фальши и пафоса сталинской эпохи театр, выпускница Школы-студии МХАТа Волчек поначалу не думала о режиссерской карьере. Рассказывали, что режиссером она стала чуть ли не случайно — коллеги-актеры якобы попросили ее, тогда беременную, а потому не выходившую на сцену, подкорректировать их работу из зрительного зала.
Так или иначе, но ее первая самостоятельная режиссерская работа — «Двое на качелях» 1962 года — имела огромный успех и продержалась в репертуаре несколько десятилетий.
Когда в 1970 году советская власть забрала Олега Ефремова в увядающий МХАТ, Волчек уже была первым кандидатом на лидерство — что и было официально оформлено спустя два года, в 1972 году, когда она по решению труппы стала главным режиссером невероятно популярного среди столичной (и не только) интеллигенции театра.
Многие считают, что как актриса Галина Волчек была гораздо сильнее и одареннее, чем как режиссер. Вряд ли стоит всерьез об этом спорить сегодня, тем более, что все меньше тех, кто «живьем» видел ее легендарную Нюрку-хлеборезку в «Вечно живых», ее героинь в «Пяти вечерах» или «Балладе о невеселом кабачке». Но тех, кто застал ее городничиху в «Ревизоре» или Марту в «Кто боится Вирджинии Вульф», спектаклях 1980-х, не переубедишь — Галина Волчек была уникальной, неповторимой, выдающейся актрисой. К счастью, навсегда остались на пленке Варвара в фильме «Осенний марафон», Голда в телеспектакле «Тевье-молочник» или хоть бы даже эпизодическая покупательница магнитофона в «Берегись автомобиля!» — понять масштаб дарования актрисы Волчек, меткость отбора деталей и органическую близость существу жизни можно и по трем секундам экранного времени. Фактура, далекая от голливудских стандартов красоты, лишь оттеняла внутреннюю свободу, подвижность и эмоциональную чуткость актерской природы.
Но все-таки она выбрала режиссуру, которая в каком-то смысле была не только (а может, и не столько) творческой потребностью Волчек, сколько необходимым условием ее лидерства в театре. Она была, что называется, актерским режиссером — собирала, строила труппу и ради труппы ставила. Некоторые из ее спектаклей становились легендами, общественными событиями — как «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина или «Крутой маршрут» по воспоминаниям Евгении Гинзбург, одно из сильнейших антисталинских высказываний в русском театре конца ХХ века. Для Волчек было несомненным, что настоящий театр должен быть властителем дум. В каком-то смысле именно и только с ее уходом кончается эпоха советского театра — театральной системы, построенной на авторитете крупных личностей, строивших свои театральные дома как крепости, как форпосты культуры, к которой должны тянуться люди.
С течением времени «Современник» и Галина Волчек стали если не синонимами, то частями единого организма. Театр был для Волчек превыше всего. Им она руководила преданно, страстно, ревниво, принося в жертву все, что могло помешать этому служению, обороняясь от врагов (нередко выдуманных), не прощая тех актеров, чьи пути расходились с театром, или тех наблюдателей, кто произнес острое критическое слово.
Для блага театра она совершила «хождение во власть» и с властями дружила.
Для блага же «Современника» искала тех режиссеров, кто, как ей казалось, мог бы заместить ее за пультом управления — и, как несложно догадаться, никогда не находила, разочаровывалась. Она пыталась соединить тот идеальный театр, который существовал в ее воображении, с реальным театром, живущем в реальном времени — и от того, что такое соединение становилось все менее и менее реальным, жизнь ее не становилась легче.
В последние годы самым главным для Галины Волчек была реконструкция ее театра. Она растянулась на несколько сезонов, «Современник» работал на другой площадке, и люди в театре молча мечтали, чтобы художественный руководитель успела увидеть, как театр вернулся домой. Она успела.