Актриса на руководящую роль
Умерла Галина Волчек
В Боткинской больнице от осложнений после воспаления легких умерла Галина Волчек — актриса, педагог, художественный руководитель театра «Современник». Ей было 86 лет.
Галина Волчек
Фото: РИА Новости
Галина Волчек была народной артисткой Советского Союза, полным кавалером ордена «за заслуги перед Отечеством», Героем труда, лауреатом Государственной премии и Премии президента, то есть одним из самых титулованных деятелей культуры страны. Для многих людей, в том числе для тех, кто никогда не бывал в театре «Современник» и давно не смотрел старые фильмы с ее участием, Галина Волчек была не просто знаменитым театральным деятелем, актрисой и режиссером, но словно одним из символов культуры вообще. Обаятельная, авторитетная, всем известная женщина, одна из тех немногих, кто имеет право представлять культуру, говорить о традициях и идеалах. Не имело значения, что последнюю новую роль на сцене Волчек сыграла в 80-х годах прошлого века, что поставленные ею как режиссером спектакли далеко не всегда признавались экспертным сообществом художественными совершениями. В ней прежде всего видели личность, легенду. Пожалуй, ни один из руководителей театров не имел такого веса, как Галина Волчек. Разве что Олег Табаков — и не случайно, что оба они из одного гнезда.
Чем известна Галина Волчек
Московским театром «Современник» она руководила без малого полвека. Будучи одной из тех, кто в середине 50-х годов под руководством Олега Ефремова придумывал новый, свободный от фальши и пафоса сталинской эпохи театр, выпускница Школы-студии МХАТа Волчек поначалу не думала о режиссерской карьере. Рассказывали, что режиссером она стала чуть ли не случайно — коллеги-актеры якобы попросили ее, тогда беременную, а потому не выходившую на сцену, подкорректировать их работу из зрительного зала.
Так или иначе, но ее первая самостоятельная режиссерская работа — «Двое на качелях» 1962 года — имела огромный успех и продержалась в репертуаре несколько десятилетий.
Когда в 1970 году советская власть забрала Олега Ефремова в увядающий МХАТ, Волчек уже была первым кандидатом на лидерство — что и было официально оформлено спустя два года, в 1972 году, когда она по решению труппы стала главным режиссером невероятно популярного среди столичной (и не только) интеллигенции театра.
Многие считают, что как актриса Галина Волчек была гораздо сильнее и одареннее, чем как режиссер. Вряд ли стоит всерьез об этом спорить сегодня, тем более, что все меньше тех, кто «живьем» видел ее легендарную Нюрку-хлеборезку в «Вечно живых», ее героинь в «Пяти вечерах» или «Балладе о невеселом кабачке». Но тех, кто застал ее городничиху в «Ревизоре» или Марту в «Кто боится Вирджинии Вульф», спектаклях 1980-х, не переубедишь — Галина Волчек была уникальной, неповторимой, выдающейся актрисой. К счастью, навсегда остались на пленке Варвара в фильме «Осенний марафон», Голда в телеспектакле «Тевье-молочник» или хоть бы даже эпизодическая покупательница магнитофона в «Берегись автомобиля!» — понять масштаб дарования актрисы Волчек, меткость отбора деталей и органическую близость существу жизни можно и по трем секундам экранного времени. Фактура, далекая от голливудских стандартов красоты, лишь оттеняла внутреннюю свободу, подвижность и эмоциональную чуткость актерской природы.
Но все-таки она выбрала режиссуру, которая в каком-то смысле была не только (а может, и не столько) творческой потребностью Волчек, сколько необходимым условием ее лидерства в театре. Она была, что называется, актерским режиссером — собирала, строила труппу и ради труппы ставила. Некоторые из ее спектаклей становились легендами, общественными событиями — как «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина или «Крутой маршрут» по воспоминаниям Евгении Гинзбург, одно из сильнейших антисталинских высказываний в русском театре конца ХХ века. Для Волчек было несомненным, что настоящий театр должен быть властителем дум. В каком-то смысле именно и только с ее уходом кончается эпоха советского театра — театральной системы, построенной на авторитете крупных личностей, строивших свои театральные дома как крепости, как форпосты культуры, к которой должны тянуться люди.
С течением времени «Современник» и Галина Волчек стали если не синонимами, то частями единого организма. Театр был для Волчек превыше всего. Им она руководила преданно, страстно, ревниво, принося в жертву все, что могло помешать этому служению, обороняясь от врагов (нередко выдуманных), не прощая тех актеров, чьи пути расходились с театром, или тех наблюдателей, кто произнес острое критическое слово.
Для блага театра она совершила «хождение во власть» и с властями дружила.
Для блага же «Современника» искала тех режиссеров, кто, как ей казалось, мог бы заместить ее за пультом управления — и, как несложно догадаться, никогда не находила, разочаровывалась. Она пыталась соединить тот идеальный театр, который существовал в ее воображении, с реальным театром, живущем в реальном времени — и от того, что такое соединение становилось все менее и менее реальным, жизнь ее не становилась легче.
В последние годы самым главным для Галины Волчек была реконструкция ее театра. Она растянулась на несколько сезонов, «Современник» работал на другой площадке, и люди в театре молча мечтали, чтобы художественный руководитель успела увидеть, как театр вернулся домой. Она успела.
Фотогалерея
Жизнь и достижения Галина Волчек
Галина Волчек — театральный режиссер, актриса, педагог, народная артистка СССР. Родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Ее отец — Борис Волчек, режиссер и оператор, снял фильмы «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Мечта» и многие другие. Мать — Вера Маймина, окончила сценарный факультет ВГИКа, в последние годы жизни работала кассиром в московском театре «Современник»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1956 году Олег Ефремов и молодые выпускники Школы-студии МХАТ — Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков — организовали Студию молодых актеров, которая спустя некоторое время получила название «Современник». В 1972 году Волчек стала главным режиссером этого театра, а в 1989 году — его художественным руководителем (в том же году получила звание народной артистки СССР)
Фото: Валерий Христофоров / ТАСС
Галину Волчек называют первым советским режиссером, кому удалось прорвать культурную блокаду между США и СССР. В 1978 году в Хьюстоне, в театре «Аллей», Волчек поставила «Эшелон» Михаила Рощина. В 1990 году в Сиэтле в рамках культурной программы Игр доброй воли были показаны два спектакля Галины Волчек: «Три сестры» и «Крутой маршрут»
Фото: Анатолий Гаранин / РИА НОВОСТИ
Первая режиссерская работа Галины Волчек — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона (1962 год) — имела огромный зрительский успех: этот спектакль почти 30 лет был в репертуаре «Современника» и пользовался неизменной любовью публики. А в 1966 году Волчек выпустила, как считается, один из своих лучших спектаклей — «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова. За него режиссер получила Государственную премию СССР
На фото: с актером Валентином Гафтом
Фото: Владимир Яцин / ТАСС
Известно, что в 1970 году, когда худрук «Современника» Олег Ефремов (на фото) уходил в МХАТ, он уговаривал труппу театра уйти вместе с ним. Театр, как и Галина Волчек, на предложение ответили отказом. Позже Олег Ефремов говорил про актрису: «Она не ушла со мной, потому что была верна идее "Современника". Больше всего меня в ней всегда привлекала ее верность. Верность той идее, с которой родился "Современник". Она еще лишь зарождалась, еще не оформилась, а Галя уже была верна ей. Для Гали это нечто генетическое, как бы ее код»
Фото: Анатолий Гаранин / РИА НОВОСТИ
После ухода Олега Ефремова в «Современнике» два года не было главного режиссера (театром управляла коллегия). В 1972 году труппа театра на общем собрании абсолютным большинством голосов выбрала главным режиссером Галину Волчек. Она начала собирать новую труппу и в одной из своих статей того периода написала: «В наш театр приходят молодые актеры и режиссеры, и мы стараемся дать им возможность работать. Молодые актеры должны ощутить себя равноправными строителями нашего общего дела наравне с опытными мастерами, а не чувствовать себя вечно экзаменуемыми учениками»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В первые годы руководства «Современником» Галина Волчек сформулировала одну из самых важных составляющих ее режиссерского метода: «Недоверие к актеру приносит вред не только ему самому, но и театру»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В начале 1970-х годов в «Современник» пришли Валерий Фокин, Иосиф Рахельгауз, Михаил Али-Хусейн, молодые актеры Юрий Богатырев, Константин Райкин, Марина Неелова, Валентин Гафт — они стали создавать лицо нового театра, сформировался новый репертуар
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Галина Волчек дважды была замужем. От первого брака с Евгением Евстигнеевым у нее родился сын — ставший режиссером Денис Евстигнеев (на фото). Он снял такие фильмы как «Лимита», «Мама». «Сын для меня — тема особая, — сказала в одном из интервью Галина Волчек. — Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Бизнесмен Михаил Куснирович (на фото): «Галина Борисовна — вторая мама. А я ей — второй сын. Сама так говорит. И все это происходит при попустительстве и согласии моей мамы. У нее не то что можно, а нужно многому научиться. Только таланту нельзя. Гиперответственности, гиперсострадательности, вниманию к тонкостям жизни. Еще — жизнелюбию и идеалистичности, несмотря ни на что, и пониманию, что такое хорошо, а что — плохо»
Фото: Коммерсантъ / Валерий Левитин
«Надо каждому из нас честно делать свое дело, нести добро тем, кто рядом с тобой. Любить то место, где живешь… Патриотизм складывается из мелочей, лозунги тут неуместны»
На фото: с директором Пушкинского музея Ириной Антоновой (слева) на церемонии открытия штаб-квартиры российской олимпийской сборной в итальянском Турине, 2006 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Галина Волчек — Герой труда России и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
На фото: с президентом России Владимиром Путиным и директором «Современника» Леонидом Эрманом (в центре) на праздновании 50-летнего юбилея театра, 2006 год
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
«Для меня важнее всего человеческие отношения. Поскольку я проповедник того, что театр — это дом, то пускай дом остается домом»
Галина Волчек много занималась театральной педагогикой за рубежом. Неоднократно приглашалась на постановки в театры Германии, Финляндии, Ирландии, США, Венгрии, Польши и других стран
Фото: Коммерсантъ / Павел Смертин
В 1995 году Галина Волчек избиралась депутатом Госдумы от фракции «Наш дом — Россия» (НДР), но в 1999 году покинула парламент. «Я отказалась от всех предложений многих партий играть в эти игры. Мой опыт вхождения в политику — и человеческий, и режиссерский — показал, что серьезное существование в политике ведет к потере главного — человеческих отношений. А это для меня самое ценное»,— объясняла она свой уход
На фото: с основателем партии «Гражданская платформа», бизнесменом Михаилом Прохоровым
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
«Каждую роль, которую играют артисты в моих спектаклях, я играю с ними»
За свою карьеру Галина Волчек поставила около 40 спектаклей, срежиссировала 14 фильмов и сыграла в более 20 лентах. В 2005 году была выбрана председателем жюри открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
В декабре 2018 года театр «Современник» вернулся в историческое здание на Чистых прудах, открывшееся после капитальной реконструкции к 85-летию своего худрука. Мэр Москвы Сергей Собянин (на фото) лично контролировал ход работ
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
«Не буду лукавить, я — счастливый человек. Я как актриса, а потом и режиссер родилась в доме, в котором живу всю жизнь, работаю всю жизнь в одном театре. Не пыталась строить карьеру, даже в партию не вступила — и меня вот так судьба вынесла»
Фото: РИА Новости
Галина Волчек умерла 26 декабря 2019 года на 87-м году жизни от последствий пневмонии. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Марка Захарова
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров