Турция углубляется в ливийский конфликт
Правительство национального согласия попросило Анкару о военной поддержке
Конфликт в Ливии становится все более интернациональным. Правительство национального согласия (ПНС) этой расколотой страны официально запросило Турцию о военной поддержке. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган уже дал понять, что ответ будет в январе. В поддержке второй стороны конфликта — Ливийской национальной армии (ЛНА) под руководством Халифы Хафтара — Анкара обвиняет Москву. В Лиге арабских государств предупредили: любое иностранное вмешательство «только продлит противостояние и увеличит страдания народа Ливии».
Первым о том, что ПНС обратилось к правительству Турции, рассказало агентство Reuters со ссылкой на информированные источники. Сообщалось, что речь идет о «воздушной, наземной и морской» военной поддержке для отражения наступления на Триполи сил Халифы Хафтара. Чуть позднее эту информацию подтвердил «РИА Новости» глава российской контактной группы по внутриливийскому урегулированию Лев Деньгов. По данным телеканала «Аль-Хадас», ПНС попросило у властей Турции системы противовоздушной обороны. Кроме того, правительство Ливии хочет, чтобы турецкие ВВС обеспечили прикрытие его наземных сил с воздуха.
Чем известен Халифа Хафтар
Напомним, с 2011 года, после свержения режима Муаммара Каддафи, Ливия остается расколотой по территориальному принципу. Триполи и запад страны пытается контролировать ПНС под управлением Файеза Сарраджа. Восток — вотчина фельдмаршала Халифы Хафтара. На его территории в Тобруке заседает Палата представителей (ПП) и действует свое «временное правительство». Наступление сил Хафтара на Триполи началось еще весной, но до недавнего времени особых успехов не было. Между тем 12 декабря фельдмаршал объявил о начале решающего сражения и продвижения в Триполи. На ряде направлений на подступах к ливийской столице между противоборствующими сторонами продолжаются столкновения.
Конфликт в Ливии — это одна из точек противостояния международных игроков. На стороне Триполи выступает Катар, симпатизирует ему и Италия. За фельдмаршалом Хафтаром стоят Египет, ОАЭ и частично Франция. В помощи ЛНА подозревают и Россию. Ранее министр иностранных дел ПНС Мухаммед Сияла не исключил, что Триполи может пасть из-за военной поддержки, которую, по его словам, оказывают Халифе Хафтару российские наемники. Об их роли в последнее время неоднократно говорил и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
25 декабря турецкий лидер заявил, что в Ливии, по его данным, действуют 2 тыс. бойцов «ЧВК Вагнера». По мнению президента Эрдогана, если позиция Москвы относительно Ливии не изменится, эта страна может превратиться «во вторую Сирию».
Чтобы предотвратить такое развитие событий, президент Эрдоган намерен в январе представить в парламент страны запрос на использование турецких вооруженных сил в Ливии и тем самым перевести двустороннее взаимодействие с ПНС на новый уровень. В ноябре Анкара и Триполи подписали Соглашение о военном сотрудничестве и Меморандум о делимитации морских границ. Соратники Халифы Хафтара считают эти договора незаконными.
Развитие ситуации в Ливии у многих вызывает озабоченность. Так, в пресс-службе Белого дома рассказали о сути состоявшегося в четверг телефонного разговора президентов США и Египта Дональда Трампа и Абдель-Фаттаха ас-Сиси. «Стороны должны принять срочные меры для разрешения конфликта, пока ливийцы не лишились контроля в пользу иностранных действующих лиц»,— говорится в сообщении Белого дома.
В Лиге арабских государств в четверг заявили, что отвергают любые формы иностранного вмешательства во внутренние дела Ливии. «Это вмешательство только продлит противостояние и увеличит страдания народа Ливии... Это также затормозит дипломатические международные усилия, направленные на мирное урегулирование ливийского кризиса»,— говорится в распространенном документе.
В том же духе ранее высказывались и в России. Все заявления о российском военном вмешательстве в ливийский конфликт власти РФ называют «утками».
«Очень многие страны вообще не имеют права говорить про дестабилизацию ситуации в Ливии после того, как они это государство фактически уничтожили своими действиями в нарушение международного права»,— говорил ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В первую очередь он имел в виду США (в Госдепартаменте также выражали озабоченность деятельностью «ЧВК Вагнера» в Ливии). 26 декабря господин Песков отметил: «Ситуация в Ливии, безусловно, вызывает озабоченность, в том числе и нашу. Мы неоднократно повторяли позицию России: Россия заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта в Ливии, прекращении там кровопролития». По словам пресс-секретарь президента, «любое вмешательство третьих стран в эту ситуацию вряд ли будет способствовать урегулированию».
«Скорее всего, Турция не очень хочет участия в реальных военных действиях (в Ливии.— “Ъ”). Во всяком случае, если бы она этого хотела, то не стала бы дожидаться формального решения парламента через три недели»,— написал в четверг в Facebook глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев.— Однако таким образом Анкара заявляет, что без нее проблемы ливийского урегулирования решаться не будут, и в этом она в какой-то мере права: ее влияние на внутриливийские процессы отрицать нельзя. Другое дело, как именно она им воспользуется, и военное вмешательство может как раз оказаться самым худшим вариантом в этом смысле».