Торговли становится меньше
Как изменился рынок коммерческой недвижимости в 2019 году
Предновогоднему ажиотажу не удалось привлечь покупателей в торговые центры: Shopping Index продолжил снижение в Москве и Санкт-Петербурге. Интерес ритейлеров к торговым помещениям снижается. Если заполняемость торговых центров остается на высоком уровне благодаря низкому вводу, доля пустующих помещений стрит-ритейла растет. В сегменте офисной недвижимости в то же время сохраняется оживление.
За первые три недели декабря (2–22 декабря) Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в Москве сократился на 2,3% относительно аналогичного периода прошлого года, а в Санкт-Петербурге аналогичное падение оценивается в 1,1%. Такие данные приводит Watcom Group. Продолжающееся снижение покупательской активности президент компании Роман Скороходов связывает с растянувшимся после черной пятницы периодом распродаж и маркетинговых акций ритейлеров, переходом покупателей в онлайн и продолжающимся снижением интереса покупателей.
Пустые торгцентры
Ограниченный потребительский спрос и низкие доходы населения руководитель направления аренды торговых центров JLL Юлия Чернышева называет в числе ключевых факторов, влиявших в текущем году на рынок торговых площадей. Эта ситуация существенно ограничивает развитие операторов, которое сейчас идет очень точечно, новые открытия сильно ограниченны. Перспектив для изменения динамики, по мнению эксперта, пока нет. Девелоперы на этом фоне также ведут себя сдержанно, не заявляя масштабных проектов. За счет этого, согласно оценкам JLL, средняя доля вакантных площадей в торговых центрах Москвы в текущем году сократилась на 0,6 процентного пункта, до 4,4%. В Санкт-Петербурге динамика оказалась незначительной: за год доля пустых площадей выросла с 3,1% до 3,3%.
Руководитель направления аренды торговых помещений CBRE Александра Чиркаева указывает, что средневзвешенная премиальная ставка аренды (первый этаж, оператор категория «одежда/обувь») в топовых торговых центрах Москвы сейчас составляет 256 тыс. руб. за 1 кв. м, в качественных объектах с высокой посещаемостью — 85 тыс. руб. за 1 кв. м в год. В следующем году, по ее прогнозам, речь, как и в этом, может пойти только об инфляционном увеличении на 2–4%.
«Мы ожидаем продолжения поляризации рынка торговой недвижимости: качественные и удачно расположенные проекты продолжат рост по ставкам, а устаревшие форматы на границах города — падение»,— рассуждает эксперт.
На фоне продолжающегося увеличения онлайн-продаж, по прогнозам госпожи Чиркаевой, в следующем году рынок продолжит наблюдать консолидацию крупных игроков, замедление развития fashion-ритейлеров среднего ценового сегмента и продолжающийся рост различных развлечений, сервисов, общепита, health & beauty.
Уходящие магазины
В Санкт-Петербурге, по словам руководителя отдела исследований рынка Maris Алены Волобуевой, заметно сократилось количество офлайн-магазинов. Ушли с рынка ритейлер Next, магазины цифровой техники «Кей», продуктовые «Полушка», «Лайм», «Всенародный» и «Диета-18». Уходит бренд женской одежды Karen Millen. В два с половиной раза сократила свои магазины в городе сеть «Красный куб». Одновременно эксперт обращает внимание на сокращение присутствия FMCG-сетей: уменьшилось количество гипермаркетов «Карусель», ООО «ТД "Интерторг"» (сети «Народная 7Я» и «Норма», по франшизе развивает Spar) до конца года планирует закрыть 20 магазинов в Санкт-Петербурге, уходит с рынка розничная сеть Allfoods.
Средний уровень вакантности помещений стрит-ритейла в Москве по итогам 2019 года составил 6,4%, увеличившись на полтора процентных пункта относительно конца прошлого года, свидетельствуют данные «Магазина магазинов». В числе наиболее пустующих торговых улиц центра города аналитики называют Столешников переулок и Сретенку, где уровень вакантности достигает 15%. Совсем нет свободных помещений в Климентовском переулке. Рост среднего показателя консультанты «Магазина магазинов» связывают с уходом некоторых брендов и ротацией арендаторов.
На этот тренд обращают внимание и сами ритейлеры. Комментарий гендиректора Lush в России Дмитрия Азарова указывает, что на фоне увеличения вакантности в стрит-ритейле компания рассчитывает на снижение средних арендных ставок. Он добавил, что размер торговой сети ритейлера за последние несколько лет сократился, но средняя площадь магазина выросла — это соответствует глобальной политике бренда.
Популярные офисы
В отличие от сегмента торговой недвижимости, рынок офисов выглядит достаточно оживленно. В Colliers International указывают, что из-за низкого ввода новых площадей, который наблюдался несколько лет после кризиса 2014 года, уровень вакантности в Москве достиг рекордно низкого уровня — 5% против 8,7% в конце прошлого года. Сейчас, по мнению аналитиков, на рынке наблюдается дефицит предложения для крупных арендаторов, как следствие, многие структуры вынуждены арендовать недвижимости в еще строящихся объектах.
Руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина называет наблюдавшийся в текущем году спрос на офисы беспрецедентным: объем сделок, по ее словам, достиг рекордных 2,15 млн кв. м.
Несмотря на это, ставки менялись незначительно. Сейчас средняя стоимость аренды офиса класса A в Москве, по оценкам Colliers International, составляет 26 тыс. руб. за 1 кв. м в год против 26,3 тыс. руб. за 1 кв. м годом ранее. «Но собственники во втором полугодии стали менее гибкими при согласовании условий аренды: меньше арендные каникулы, меньше финансирования отделки и так далее»,— замечает госпожа Никитина. Рынок арендодателя, согласно прогнозам Cushman & Wakefield, будет сохраняться и в 2020 году за счет низкого запланированного объема ввода. Эта ситуация может привести к росту цен: по прогнозам консультантов, они увеличатся на 4–5%.
Динамика вакантности и ставки аренды помещений на основных торговых улицах Москвы
|
Источник: данные «Магазина магазинов».