«"Газпром" выиграл репутационно»
Эксперт — об итогах газовых переговоров Москвы и Киева
Москва и Киев открывают новую страницу газовых отношений: с 1 января 2020 года стороны обнуляют взаимные претензии по газу. Также будут сняты аресты имущества в счет принятых решений по судебным искам. «Газпром» выплатит «Нафтогазу» $2,9 млрд в, а Украина подпишет мировое соглашение о снятии антимонопольных претензий, заявил глава Минэнэрго Александр Новак в интервью телеканалу «Россия 24». Партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим Маратом Кашиным.
— Можно ли утверждать, что споры между Киевом и Москвой закончились, обо всем договорились, осталось только поставить подписи под документом?
— Создается впечатление, что обо всем договорились, и с этого можно начинать нормальное коммерческое сотрудничество. Мы видим, что в выигрыше остались обе стороны: «Газпрому» не грозят чудовищные иски украинцев, Украина получила то, что она должна была получить по решению стокгольмского арбитража, то есть финансовые споры на этот момент улажены. Открыта дорога для не просто продолжения транзита, но, возможно, даже восстановления торговых отношений — не исключена продажа российского газа украинским потребителям.
— Это будут поставки за деньги? Помните, речь шла о том, что это будут какие-то взаимные погашения долгов? Но сейчас о долгах уже речь не идет.
— Нет, как я понимаю, это будет выплата наличными фактически, а не поставками газа, как предполагалось. Как постановили арбитры в Стокгольме, так оно будет. Это не имеет никакого отношения к ценам, к поставкам газа — это отдельные вопросы.
— Все же кому-то эта сделка более выгодна, кому-то менее. Вы можете оценить, предположим, выгоду России от того, что договор все-таки будет пятилетний, а не годовой, на чем настаивала Москва. Ведь скоро будет «Северный поток-2», можно было бы не делиться с Украиной?
— Есть реальная выгода, которая сейчас уже — синица в руках. Здесь выиграли, конечно, украинцы, которые получат деньги наличные, гарантию на пять лет, все-таки в хороших объемах пойдет российский газ транзитом, что позволит поддерживать в рабочем состоянии огромную газотранспортную систему Украины. Тут они, конечно, безусловно, выиграли. У «Газпрома» выигрыш, во-первых, виртуальный. Как судили бы в будущем по искам Украины арбитры и судьи — это журавль в небе. «Газпром» выиграл, как ни странно, репутационно.
Он доказал всему миру, что является не просто политическим инструментом Кремля, какая репутация у него была и во многом сохраняется, а что это компания способна нормально договариваться со своими коммерческими контрагентами, решать проблемы взаимными уступками и развивать свой бизнес, несмотря ни на какие политические соображения.
Вот это очень большой плюс для российского «Газпрома».
— А политических бонусов кто больше получит? Можно ли вот этот договор о газе записать в актив Владимиру Зеленскому? Если бы не сменилась власть на Украине, были бы такие договоренности между странами?
— Приход Зеленского очень сильно этому помог, потому что украинцы долго спорили о форме нового оператора для газотранспортной сети. И пока не пришло новое правительство и новый состав Верховной рады, это все болталось в воздухе. А теперь вопрос этот решен в соответствии с европейскими антимонопольными нормами, создана компания, которая будет независимым оператором, с ней нужно будет иметь отношения, то есть все решилось гораздо быстрее, чем могло решиться. Его приход устранил множество формальных препятствий. Так что, да, действительно, это очень сильно помогло договоренности.
— Есть сейчас ощущение, что стороны будут четко соблюдать договоренности, которые будут прописаны в документе и не будет новых взаимных претензий, каких-то острых углов?
— А вот здесь гарантий нет никаких. Поскольку европейцы, заботящиеся о своей энергетической безопасности, прекрасно понимают, что главный риск для их безопасности в плане энергетики — это непредсказуемое поведение Кремля. Давайте вспомним 2006 год, 2009-й, когда полностью в разгар отопительного сезона были прекращены поставки газа европейцам через Украину. Второе — в конце 2014-го, в начале 2015 года наполовину были сокращены объемы поставки тоже по политическим причинам. И никто не может гарантировать, что в будущем какой-то каприз Кремля не приведет к перебоям в снабжении через Украину российским газом, поэтому здесь угрозы и риски для европейцев сохраняются.