Четыре минуты до катастрофы
В Алматы разбился пассажирский самолет
Самолет Fokker-100 казахстанской авиакомпании Bek Air, выполнявший регулярный рейс по маршруту Алматы—Нур-Султан, потерпел катастрофу при взлете. На борту в момент аварии находились 93 пассажира и 5 членов экипажа. В результате аварии 12 человек погибли. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил 28 декабря днем национального траура.
Самолет Fokker-100 (рейс №Z2100) авиакомпании Bek Air 27 декабря в 7:18 по местному времени вылетел в Нур-Султан, имея на борту 93 пассажира, в числе которых были два гражданина Украины, по одному Кыргызстана и КНР. В 07:22 самолет, по данным диспетчерской службы, пропал с радаров в конце взлетной полосы. Следом появилась информация от дежурного в аэропорту Алматы о том, что в районе поселка Кызыл-Ту разбился самолет. По словам очевидцев, при взлете лайнер потерял высоту и пробил бетонное ограждение аэродрома. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Службы аэропорта и ЧС оперативно начали спасательные работы. Чрезвычайной удачей стал тот факт, что самолет, имея полные баки горючего, при ударе о землю избежал пожара. На место происшествия выехали 16 бригад скорой и неотложной помощи Алматинской области, кроме того, были задействованы 35 бригад из города Алматы. Тем не менее число погибших составило 12 человек, из них 8 погибли непосредственно в момент аварии, два человека скончались уже в аэропорту и два — по дороге в больницы Алматы.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своем аккаунте в Twitter выразил соболезнование семьям погибших, пообещав оказать помощь пострадавшим в аварии.
МВД начато досудебное расследование по ч. 3 ст. 344 УК РК (нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта), а Министерство индустрии и инфраструктурного развития приостановило деятельность компании Bek Air до выяснения обстоятельств падения самолета.
Вице-премьер Роман Скляр, прибывший в составе комиссии на место происшествия, рассказал журналистам, что на взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой части воздушного судна с интервалом 300–400 м.
Задев ВПП, самолет все-таки немного поднялся в воздух с креном вправо и столкнулся с забором частного дома, в котором никого не было. Корпус лайнера развалился на два крупных фрагмента. В основном погибли пассажиры, которые были в носовой части воздушного судна. Бортовые самописцы уже направлены на расшифровку.
Что касается самолета, то, по словам Романа Скляра, он был 1996 года выпуска, сертификат летной годности продлен в мае текущего года. «Данное воздушное судно зарегистрировано в казахстанском реестре 26 августа 2016 года. Всего в авиакомпании Bek Air десять воздушных судов, девять воздушных судов с действующим сертификатом летной годности. Комитетом гражданской авиации деятельность компании приостановлена до выяснения всех обстоятельств»,— заявил вице-премьер.
Fokker-100 — среднемагистральный пассажирский самолет. Производился голландской компанией Fokker. Является узкофюзеляжным среднемагистральным реактивным самолетом, вмещающим до 107 пассажиров, и предназначен для выполнения коротких и средних рейсов. Производство самолетов Fokker-100 завершилось в 1997 году в связи с банкротством компании, всего было произведено 283 воздушных судна. По состоянию на август 2006 года 229 самолетов Fokker-100 оставались в эксплуатации у 47 авиакомпаний мира. В Казахстане самолеты такого типа находятся только в авиапарке Bek Air и летают по внутренним маршрутам.
История и характеристики пассажирского самолета Fokker 100
Как сообщил Роман Скляр, всего в спасательной операции было задействовано порядка 1 тыс. спасателей, 72 единицы техники, бригады скорой помощи. В различные медицинские учреждения Алматы и области госпитализированы 49 человек, из них 18 находятся в тяжелом состоянии.
Главный врач алматинского Центра детской неотложной медицинской помощи Абай Кусаинов сообщил журналистам: «На данный момент к нам поступило девять детей. Двое из них до года, остальные — более старшие. Все дети поступили в сознании, с различными черепно-мозговыми травмами, двое из них — с переломами бедра. Состояние детей стабильное, угрозы для жизни детей нет».
Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также выразил соболезнование родным и близким погибших, в числе которых командир воздушного судна Марат Мурабаев, председатель президиума РОО «Совет генералов» генерал-майор юстиции, заслуженный работник МВД СССР Рустем Кайдаров, а также известный казахстанский журналист, выпускающий редактор информационно-аналитического портала «Информбюро» Дана Круглова.