«Жахнем» — и «цап-царап!»

“Ъ” припомнил самые яркие высказывания российских политиков, прозвучавшие в 2019 году

В уходящем году чиновники, депутаты и оппозиционеры произнесли много важных слов, которые повлияли как минимум на настроение россиян, а иногда и на их повседневную жизнь. “Ъ” решил вспомнить наиболее интересные высказывания политических спикеров.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

В апреле заместитель председателя комитета Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина заступилась за запретительные инициативы и законы, предлагаемые парламентариями, и осудила ситуацию, при которой права граждан, по ее словам, мешают их же свободам. «Говорят, что депутаты только все запрещают, но это совершенно ложное представление. Запрет — это как раз есть то, где человек свободен, потому что он говорит: это нельзя, а все остальное — как хочешь. Что такое право? Это и есть самая большая несвобода. Я вам могу сказать, что чем больше прав у нас будет, тем менее мы свободны, потому что право, в отличие от запрета,— это когда ты должен действовать, и только таким образом, как написано в законе… Поэтому не надо к этому стремиться, к регулированию только правами. Поэтому чем больше прав, тем больше несвободы»,— заявила сенатор на Форуме безопасного интернета. Госпожа Мизулина добавила, что система запретов нужна для интернета, чтобы оградить население от вредных онлайн-ресурсов.

В июле ряд оппозиционных кандидатов не допустили к выборам в Мосгордуму из-за выявления брака в подписях избирателей в их поддержку. Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, которой также отказали в регистрации, объявила голодовку: «Я считаю, что это политическое решение, и я объявляю голодовку. Я буду голодать, потому что считаю, что сейчас мое право растоптано мэром Собяниным и "Единой Россией"». Голодовка продолжалась несколько недель и не помешала госпоже Соболь принять участие в ряде акций протеста — как санкционированных, так и нет.

30 июля мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала ТВЦ впервые эти акции прокомментировал — речь, в частности, шла о несанкционированном митинге 27 июля, через неделю после разрешенного. «Оцениваю как массовые беспорядки... Никаких заявок на проведение согласованной акции не было. Никто нас не спрашивал и даже не пытался. Прямо на согласованном нами митинге 20 июля, который, кстати, прошел без всяких проблем, прозвучал ультиматум и призыв 27-го штурмовать мэрию»,— заявил господин Собянин. Он добавил, что многие участники беспорядков «вообще не имели никакого отношения к Москве», а в результате их действий пострадали полицейские и росгвардейцы. Все эти тезисы в дальнейшем фигурировали в официальных заявлениях власти и силовиков в связи с так называемым московским делом.

За два дня до единого дня голосования, в ночь с 5 на 6 сентября, на главу Центризбиркома Эллу Памфилову в ее подмосковном доме напал, по ее словам, грабитель с электрошокером. Госпожа Памфилова отбилась от него стулом, сдала полиции и наутро продолжила работать. «В процессе борьбы с этим товарищем, который мне не товарищ, у меня поврежден палец... физическая боль есть»,— сказала госпожа Памфилова «России 24». По ее словам, мужчина раз десять или пятнадцать пытался «ткнуть» ее, видимо, электрошокером, который достал из сумки, и этот предмет «искрил, трещал». Она сначала испугалась, потом «собралась и стала молотить его изо всех сил», «потом схватила стул» и стала «громким голосом на него ругаться». В результате нападавший бежал под ее «натиском». «Я не растерялась, не запаниковала, не упала в обморок, а, как боец, схватила тяжелейший стул... и со всей своей мощью попыталась его швырнуть»,— добавила председатель Центризбиркома.

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак также упомянул мощь. Он остался так доволен итогами выборов 8 сентября, что сразу после них заявил журналистам: «"Единая Россия" жахнула на этих выборах всех». Он пояснил, что партии удалось получить большинство почти во всех обновленных в этом году заксобраниях и восстановить утраченные в прошлом году позиции (отметим, в Мосгордуме представительство «Единой России» снизилось, а в заксобрании Хабаровского края за партией осталось 2 места из 36).

Спикер Мосгордумы Алексей Шапошников в октябре во время обсуждения городского бюджета на 2020–2022 годы начал нецензурно выражаться в адрес помощников, которые считали голоса депутатов. «Суки, сколько за, сколько против, сколько воздержались? Меня не *** (волнует.— “Ъ”) по фамилиям сейчас. Вы что, *** (с ума сошли.— “Ъ”), что ли?» — спрашивал председатель Мосгордумы, не обратив внимания на оставшийся включенным микрофон. А в ноябре руководитель аппарата Московской городской думы Юрий Дмитриев назвал депутатов столичного парламента «м…ками» — так он описал некоторых народных избранников в тот момент, когда заместитель председателя думы Степан Орлов сделал паузу в своем выступлении у трибуны, пригласив для выступления депутата от КПРФ Екатерину Енгалычеву, написал Znak.com. «Я понимаю, что они м...ки, но, если вы сейчас примете…» — начал было говорить Юрий Дмитриев спикеру Мосгордумы Алексею Шапошникову, также забыв о включенном микрофоне. В этот момент господин Шапошников спешно прервал главу аппарата, сказав ему: «Тише, тише!» Видеозапись инцидента опубликовала в своем Telegram-канале журналист Алена Сивкова.

Президент России Владимир Путин в ноябре в ходе форума «Россия вперед!» пошутил, говоря о том, что нужно подождать, когда Соединенные Штаты истратят деньги на новые технологии по добыче сланцевой нефти: «Давайте мы подождем... а потом у них цап-царап. Посмотрим, мы вообще заинтересованы в этом сегодня или нет,— и задешево купим».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин в ноябре раскритиковал вывеску с рекламой наггетсов на главном проспекте Саратова. В частности, ему не понравилась надпись «чикен макнаггетс». Господин Володин пожаловался, что, произнося эти слова, можно сломать язык. Мэр Саратова Михаил Исаев немедленно согласился со спикером Госдумы и отметил, что вместо слова «бургер» можно употреблять словосочетание «котлета в хлебе». В итоге Вячеслав Володин предложил разработать единый стиль для рекламных баннеров, который бы отражал историю города.

В октябре и ноябре председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева на парламентских слушаниях рассказала, что российские мужчины не хотят нести ответственность, а их спутницы идут у них на поводу, поэтому часто вместо официальных браков случаются гражданские. По словам депутата, в России есть и проблема браков по расчету: «Мучаются молодые девочки — за стариков выходят или наоборот». Кроме того, депутат выступила против нетрадиционных браков и добавила, что у гомосексуалистов «что-то не так с головой», передает ее слова радио «Говорит Москва». Не менее эмоционально госпожа Плетнева комментировала РБК и тему домашнего насилия: «С одной стороны, нельзя женщин бить. С другой — у нас же люди быстро мирятся. Мужу этот ордер выпишут или посадят, не дай бог, а кто деньги будет зарабатывать?»

Уехавший в Германию и устроившийся там на работу экс-депутат Госдумы и патриотический молодежный активист Роберт Шлегель в начале декабря ответил на вопросы “Ъ”, в том числе и о шутке из соцсетей: «Депутат ЕР переехал за границу, а иностранный агент все равно я». Комментарий господина Шлегеля был лаконичным: «LOL».

В середине декабря прошли выборы председателя партии «Яблоко», на которых победил Николай Рыбаков. Его конкурент Лев Шлосберг занял второе место и заявил о применении административного ресурса при избрании лидера либеральной партии: «В каждой партии есть свой административный ресурс, и сегодня он сильнее ресурсов той группы, которая поддерживает меня. Съезд был сформирован под конкретного кандидата на должность председателя, и это дало результат. Это конкуренция ресурсов, для решения таких задач нужно иметь больше влияния, чем есть сейчас». Тем не менее господин Шлосберг продолжит работать в «Яблоке». Избранный же председателем Николай Рыбаков вскоре после этого в интервью «Фонтанке» сказал, что господин Шлосберг был просто «расстроен» своим поражением. Господина Рыбакова спросили также о его отношении к Алексею Навальному, и он ответил, что создатель ФБК «не политик, а просто блогер». В ответ господин Навальный написал о бывших однопартийцах в своем Telegram-канале: «Партия ("Яблоко".— “Ъ”) сейчас просто не говорит почти ничего, что не являлось бы очевидным враньем».

На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин не исключил возможности внесения небольших изменений в Конституцию. Например, из ст. 81, запрещающей гражданину занимать должность президента более двух сроков подряд, слово «подряд» можно было бы убрать: «Она (оговорка "подряд".— “Ъ”) некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает. Можно было бы ее отменить, наверное». В случае внесения такой поправки господин Путин больше не сможет занять пост главы государства.

Кира Дюрягина

Оговорились

Случайные высказывания чиновников, вызвавшие непонимание в обществе

Читать далее

Вся лента