«Проблема с пробками успешно решается арифметикой»
Дмитрий Гронский — о предлагаемом генеральном плане развития Москвы
Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает, как архитекторы Мокеев, Виноградов и Тренин предлагали решить проблему загруженности московских дорог с помощью трех центров.
30 с лишним лет назад, когда в столице еще не было Третьего транспортного кольца, не было башен «Москва-Сити», а по кольцевой железной дороге ходили грузовые составы, проводился конкурс на разработку эскиза идеи генерального плана развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города.
Так вот, одну из премий конкурса тогда получила работа замечательных архитекторов — Мокеева, Виноградова и Тренина. Я, увы, не помню деталей, но в работе говорилось в частности о том, что пробки в центре Москвы — хотя какие там были пробки, в конце 80-х — заложены радиально-кольцевой планировкой города, при которой куда бы ты ни собирался отправиться в Москве, ты вынужден ехать через центр, потому что все основные магистрали города брали свое начало именно оттуда.
Предложение ученых выглядело столь красиво, сколь и утопично. Если в двух словах, то за пределами Садового кольца предлагалось сформировать три как бы новых центра, в каждом из которых сосредоточилась бы одна из функций. Скажем, на север предлагалось вынести все государственные и правительственные учреждения; на юго-восток — все, что связано с бизнесом; на юго-западе сосредоточить основные научные и учебные заведения, многие из которых, кстати, к тому моменту там уже были. При наличии трех центров кратчайшими путями между ними стали бы стороны треугольника, которые не вторгались бы в историческую часть с Кремлем и всем, что вокруг. При таком раскладе транспортные потоки обходили бы центр стороной. Улицы там можно было бы сделать пешеходными, а основной функцией этой части города стала бы рекреация.
Как мы сегодня видим, то, что не удалось решить с помощью геометрии, успешно решается арифметикой. 380 руб. за час парковки — это тоже хороший способ борьбы с пробками. Ведь уменьшить число машин в городе гораздо проще, чем заниматься его перепланировкой.